Ленобласть вышла на новый виток газовой спирали
Ленинградская область занялась переводом общественного транспорта на газомоторное топливо в рамках масштабной программы федерального правительства. Формальных причин участвовать в этой программе у регионального правительства нет, однако чиновники совместно с "Газпромом" активно продвигают этот проект на рынке пассажирских перевозчиков. В отличие от Петербурга, Ленобласти почти не нужно вкладываться проект - основные затраты по переходу лягут на плечи частных транспортных компаний, которым, в любом случае, пора обновлять свой автопарк.
Негосударственные инвестиции
Ленинградская область планирует до 2017 года перевести половину автобусного парка региона на газомоторное топливо. Об этом сообщил сегодня губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на открытии движения газовых автобусов в Тосно. Как уточнили РБК Петербург в пресс-службе региона, в Ленобласти нет крупного государственного перевозчика, как в Петербурге, и основные затраты по переходу на газ понесут частные компании, заключившие договоры с областным комитетом по транспорту и муниципалитетами. В региональном бюджете на стимулирование частников к переводу автобусов на газ в 2016 году предусмотрено всего 15 млн рублей. Кроме того, правительство области оказывает содействие компании «Газпром газомоторное топливо» в развитии сети газозаправочных станций. Автобусный парк перевозчиков, заключивших договоры на конкурсной основе с комитетом по транспорту на обслуживание пригородных (Ленобласть-Петербург) и межмуниципальных перевозок, составляет 700 единиц, то есть перевести на новый вид топлива планируется как минимум 350 машин. Данными по внутримуниципальным перевозчикам пресс-служба регионального правительства не располагает. Движение газовых автобусов в Тосно сегодня запустила компания «Питеравто». В компании РБК сообщили, что закупка и переоборудование 45 автобусов и создание для них инфраструктуры в автопарке обошлись в 100 млн руб. Всего компания закупила 300 автобусов для областных маршрутов. Таким образом, компания в ближайшее время обеспечит большую часть планов регионального правительства по газификации общественного транспорта. Кому это надо Сегодня крупные транспортные компании, в первую очередь, — автобусные парки, являются основными потребителями газомоторного топлива. Частные автовладельцы не рискуют переводить свои машины на газ из-за дороговизны переоборудования и недостаточно развитой сети заправок. Ленинградская область включилась в программу перевода общественного транспорта на газомоторное топливо в 2013 году, вскоре после выхода соответствующего распоряжения правительства РФ. При этом, в отличие, например, от Петербурга, у Ленобласти нет необходимости для спешки. Распоряжение обязывает к 2020 году перевести на газ 50% общественного автотранспорта и техники дорожно-коммунальных служб в городах-миллионниках, 30% в городах с населением 300 тыс. человек и 10% в городах с населением 100 тыс. человек. В Ленобласти нет ни одного города-стотысячника. Максимально к этой отметке приблизились Гатчина и Выборг, где, согласно данным официального сайта правительства региона на 2013 год, проживают 95 и 81 тыс. человек соответственно. Петербургский скепсис В Петербурге, где правительство города вынуждено развивать газомоторную инфраструктуру, профильные чиновники не выражают большого восторга по поводу перспектив. Так, представляя перед петербургскими чиновниками расчеты «Газпрома», замгендиректора «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко отметил, что средняя цена газомоторного топлива в России составляет 12 рублей (на май 2015 года), в то время как дизельное стоит более 30 рублей за литр, и при нынешних ценах экономия бюджета от перевода пассажирского транспорта на газ составит до 9 млрд рублей к 2023 году. Он также напомнил, что федеральный центр возмещает субсидиями до 30% стоимости закупаемых регионами газовых автобусов. На это председатель комитета по транспорту Смольного Александр Воробьев ответил, что за 2014 год цена на дизельное топливо выросла на 1,9%, а цена на газ на 12%, и если такая динамика сохранится, то размер экономии будет совсем другим. Размер федеральных субсидий, по его словам, также невелик: 2 млн рублей для автобуса ценой 17 млн. Кроме того, чиновник напомнил, что городу приходится вкладываться в переоборудование автобусных парков для обслуживания газовой техники. На то, чтобы организовать эксплуатацию имевшихся на тот момент у города 45 автобусов на газе, пришлось потратить 32,1 млн рублей. Чтобы переоборудовать целый автопарк, нужны гораздо большие вложения. Как писал в августе «Коммерсант», ГУП «Пассажиравтотранс» запускает крупный инвестпроект, планируя вложить около 600 млн рублей в реконструкцию автопарка на Хрустальной улице вместимостью 250 автобусов, в дальнейшем планируется переоснащение еще нескольких автопарков предприятия.
Новый виток спирали
Несмотря на неоднозначную оценку экономических выгод от альтернативного вида топлива, ряд экспертов все же видят резон для Ленобласти подталкивать своих перевозчиков к инвестициям в этом направлении. В частности, замдиректора, руководитель подразделения перспективных проектов исследовательской группы «Конструирование будущего» Наталия Андреева отметила, что большинство российских регионов — и Ленобласть в том числе — в настоящее в любом случае вынуждены обновлять изношенную транспортную инфраструктуру и подвижной состав. То есть закупать технику и реконструировать автобусные парки все равно придется, осталось только выбрать между традиционным топливом и газовым. И пока газовый вариант из-за цены на топливо и субсидий на покупку автобуса получается выгоднее.
Отдельный важный момент, по словам Н.Андреевой, — это синхронизация действий по развитию транспортной системы Ленобласти и Петербурга. Тем боле что часть заправочной инфраструктуры у Ленобласти уже есть. По сведениям начальника отдела пассажирского транспорта ООО "Санкт-Петербургский институт транспортных систем" Михаила Евстигнеева", в регионе сеть АГЗС в крупных городах сохранилась как наследие с советских времен. «Еще в 80-е годы прошлого века в автобусных парках переводили часть автобусов на газовое топливо, с целью уменьшения расходования средств в связи с подорожание бензинов. Например, существовала модификация автобусов ЛиАЗ -677Г. В дальнейшем предприятия покупали преимущественно автобусы с дизелями, как правило, из-за дешевизны дизельного топлива», — рассказал он. Таким образом, заключил эксперт, процессы в системе перевозок развиваются по временной спирали в зависимости от цен на разные виды топлива, и Ленобласть входит в очередной виток этой спирали.