«Блокировки ни при чем»: что заставит россиян платить за музыку и фильмы
Объем рынка интернет-пиратства в России в 2019 году составил $63,5 млн, что на 27% ниже аналогичного показателя в прошлом году. Об этом говорится в поступившем в РБК сообщении Group-IB, которая специализируется на вопросах кибербезопасности. Как отмечает компания, это стало первым падением за пять лет. Фактически рынок онлайн-пиратства в России сжался до уровня 2016 года.
Основными причинами сокращения рынка специалисты считают падение «большой тройки» пиратских сетей доставки контента (CDN — content delivery network), которая снабжала контентом до 90% онлайн-кинотеатров в России и СНГ, а также совершенствование антипиратского законодательства.
Опрошенные РБК Петербург эксперты сомневаются в том, что статистика свидетельствует о падении интереса россиян к бесплатному контенту. Однако мнения собеседников издания по поводу эффективности блокировки пиратских ресурсов разошлись.
Андрей Бусаргин, руководитель департамента защиты интеллектуальной собственности Group-IB:
«На текущий момент предпосылок для возобновления роста объемов интернет-пиратства мы не видим и прогнозируем дальнейшее его падение. Но указанные цифры не означают прямого повышения доходов легальной дистрибуции контента. Оно может произойти только при продолжении текущих позитивных трендов по борьбе с пиратством вкупе с улучшением качества порталов легального потребления контента
Пока же, несмотря на падение пиратского рынка, количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов на пиратских ресурсах выросло на 0,06% и по итогам года составило 10,4 млрд.
Надеяться на то, что ужесточение законодательного контроля над хостингами приведет к полной очистке рынка от пиратов, также не приходится. Ведь на данный момент более 95% пиратских порталов используют зарубежные домены, офшорные хостинги.
Однако, состояние пиратского рынка влияет на мотивацию веб-мастеров, которые отвечают за создание и продвижение новых пиратских порталов, и на общее техническое оснащение пиратской экосистемы. Сегодня мы видим, что пиратская сфера стала менее популярной, из нее происходит значимый отток веб-мастеров в «белые» сферы.
Кроме того, мы видим рост показателей «белых» порталов. А это доказывает, что у пользователей постепенно пропадает стремление к «темной стороне» и зарождается культура потребления контента, которая появилась в США и ЕС примерно 10-15 лет назад».
Антон Ершов, председатель Пиратской партии России:
«Пиратский рынок действительно сокращается, но происходит это не из-за блокировок. Напротив, практика показала их низкую эффективность. Антивирусная компания ESET в сентябре 2019 года опросила 2 тыс. человек и выяснила, что 91% опрошенных россиян по-прежнему потребляют пиратский контент (в основном, фильмы и сериалы). Блокировки пиратского контента только «прячут» его от тех, кто еще не знает, где его искать. Например, практика показала, что посещаемость «РуТрекера» после его блокировки упала совсем незначительно. То есть, точки доступа к контенту особо не меняются, просто растет грамотность пользователей в вопросах использования Tor, VPN и других средств анонимизации.
Кроме того, бороться с пиратством методом блокировок не просто неэффективно, но и глупо. Дело в том, что культура в целом (книги, музыка, кино) находится далеко не на первой ступени пирамиды потребностей. «Культура потребления контента» — это хорошо, когда у человека есть на это средства. Большинство же россиян с трудом удовлетворяют потребности в питании, жилье и одежде. Для них не стоит вопрос, купить контент или найти на торрентах. Как и в случае с «культурой пития» работает формула «Если нет денег — травимся паленой водкой». В этом контексте смешно слушать про упущенную правообладателями прибыль. Граждане или скачают, или нет, но точно не купят. По сути, цифровое пиратство является следствием отсутствия удобного сервиса на легальных ресурсах и явно завышенных цен.
Главная же причина падения пиратства — в развитии «белого» рынка. Нынешний позитивный тренд связан с ростом качества и доступности как интернета в целом, так и сервисов, предоставляющих контент. Покупка отдельных дисков, накопление больших объемов музыки на компьютере становятся уделом коллекционеров и фанатов. Простой же человек за небольшую плату может получить доступ ко всей огромной базе музыкального сервиса с любого своего устройства. Использование сервисов подписок банально удобнее, чем поиск и скачивание нелегального контента, а также его хранение на компьютере.
Необходимо и дальше развивать удобные и доступные средства доставки контента. Современное законодательство должно быть направлено именно на это. Помнится, при блокировке «РуТрекера» правообладатели указывали на то, что торрент-трекер получает огромные доходы от рекламы. Так почему же правообладателям самим не использовать похожую модель, предоставляя легальный контент?
Поэтому не стоит исключать того, что пиратский рынок в России полностью исчезнет в далеком будущем — но произойдет это только тогда, когда изменится модель доставки контента от авторов к пользователям или когда потребление платного контента станет доступным большинству россиян».
Мнение спикеров может не совпадать с позицией редакции