Санкт-Петербург и область, 08 фев 2013, 01:00

О.Жеребцов: В России заняться парусом приходит в голову людям отчаянным

Странная история вышла с Петербургом. Задуманный три века назад как окно из сухопутного евразийского океана в открытое море, современный город имеет с морем мало общего. Да, конечно, петербургский порт в широком смысле слова – становой хребет городской экономики. Но на частном уровне мышление у нас больше континентальное.
Читать в полной версии
Фото: Credit to Alan Hillman

Странная история вышла с Петербургом. Задуманный три века назад как окно из сухопутного евразийского океана в открытое море, современный город имеет с морем мало общего. Да, конечно, петербургский порт в широком смысле слова – становой хребет городской экономики. Но на частном уровне мышление у нас больше континентальное.

От замыслов Петра Великого, который буквально принуждал городских обывателей совершать регулярные маневры на парусных судах в акватории Невы ("уклонистов", разумеется, ожидало жестокое наказание), остались крохи. Стоило царю-мореплавателю уйти в лучший мир – и его наследники прекратили все морские экзерсисы. Суша восторжествовала. И сегодня даже те несколько питерских яхт-клубов, что пережили перипетии ХХ века, чаще упоминаются как объекты скандальных сделок с недвижимостью, чем, собственно, инфраструктура мореплавания.

С этой точки зрения, любые инициативы, обращающие или, скорее, возвращающие нас к морю, ценны. Тем более, если они имеют международное измерение.

Одно из них – мировое первенство по парусному спорту в классе SB20 – пройдет в сентябре 2014 года в акватории яхтенного порта "Геркулес". Петербургская регата уникальна для мировой ассоциации SB20 – впервые первенство выйдет в акватории Восточной Европы. Президент российской Ассоциации класса SB20, известный предприниматель Олег Жеребцов рассказал в интервью РБК, почему мировая ассоциация выбрала именно Петербург и как такое соревнование может помочь развитию города.

– Олег, с какими городами конкурировал Петербург и почему Ассоциация все-таки отдала предпочтение нашему городу?

– За право принять соревнования такого масштаба пришлось побороться. Конкурентами выступали португальский Кашкайс, пригород Дублина и немецкий Травемюнде. Российский город был единогласно выбран по нескольким причинам. В мировом спортивном сообществе Россию оценивают как динамично растущую страну, особенно это касается парусного спорта, который имеет у нас низкую базу. Коль скоро у нас эффект низкой базы, то амплитуда роста и его потенциал достаточно высоки. Развитие парусного спорта в Европе носит устойчивый поступательный характер: те, кто хотел заниматься, уже занимаются. У нас же за счет отсутствия знаний, инфраструктуры, специальных школ в последние десятилетия динамика более высокая.

Кроме того, для многих иностранцев поездка в Россию – вопрос непростой и с психологической, и с материальной точек зрения. Хотя интерес к нашей стране у европейцев, безусловно, есть. И регата — своеобразный шанс посмотреть Петербург.

– Ваша ассоциация стала организатором гонок. Вы уже столкнулись с какими-либо проблемами, есть ли в городе инфраструктурные проблемы, которые необходимо решить?

– Принимающим клубом станет яхтенный порт "Геркулес". Этот клуб уже имеет опыт приема международных соревнований, в том числе, гонки Volvo Ocean Race 2008/09. Для проведения первенства никакой особой инфраструктуры не нужно. Самая большая сложность для нас сейчас – доставить лодки. Их привезут на трейлерах из Европы, а законодательство Европы и России – это, как известно, разные стандарты.

У нас лодку надо поставить на учет, вам должны дать номера. В Европе по-другому: вы покупаете лодку, подписываете контракт – и никаких регистраций. Такая же история с трейлерами. В европейских странах они не являются транспортными средствами, вы просто перевешиваете на них номер с вашего автомобиля, а по российским законам вы обязаны поставить трейлер на учет.

Сейчас, как организаторы, мы договариваемся с таможенными органами, чтобы все процессы прошли без скандалов.

– Вы выступаете только как администраторы или ассоциация также финансирует проведение регаты?

– Мы полностью берем на себя финансирование проекта. Все деньги, которые будут потрачены, – это членские взносы и помощь спонсоров, которых в России не так много. На проведение чемпионата в Петербурге понадобится 50-60 тыс. евро. Эти деньги уйдут на прием гостей, организацию ужинов. Гостиницы и проезд оплачивают сами участники, это мировая практика.

– Приезд звездных команд ожидается?

– На старте чемпионата мира в Англии в 2011 году было 43 чемпиона мира в разных спортивных парусных классах разных времен и 11 олимпийских чемпионов. Мы также ожидаем много звезд, в их числе британские, австралийские и французские спортсмены первой величины: Джерри Хилл, Джефф Карветт, Гленн Бурк, Родион Лука. Надо понимать, что пока парусный спорт не популярен в России. И гонка – хороший повод увидеть, как это красиво и азартно. Хождение под парусом — очень трудоемкое занятие. Вы должны обладать хорошей физической подготовкой, а также временем, которое понадобится, например, для подготовки лодки: ее нужно расчехлить, спустить на воду, поднять парус.

Кроме того, нужно изучать многие дисциплины. Надо уметь вязать узлы, правильно сидеть, натягивать паруса, знать гидродинамику, основы навигации. К примеру, бег или плавание требует от вас только знания техники. В парусном спорте, чтобы просто отойти от причала, надо знать гораздо больше, и такой барьер многих отталкивает.

– Как люди попадают в яхтинг? Многие ли от развлекательного времяпрепровождения на яхте перешли в спорт?

Да, такие переходы очень часты. Особенно, если лодка соответствует определенному классу, утвержденному мировыми ассоциациями. В целом, это спорт довольно успешных людей, которым нравится динамика. В России заняться парусом приходит в голову людям несколько отчаянным. Многие из тех, что увлекается парусными лодками, пытались перенести динамику своей работы на свое хобби. Мне кажется, сейчас время, когда все наелись горными лыжами, дайвингом, и хочется распространить свою активность куда еще. Вообще, этот спорт развивается не только благодаря работе профессиональных спортсменов, но и усилиям энтузиастов, любителей, всех неравнодушных.

–Но, видимо, это занятие более дорогое, чем горные лыжи?

– Нельзя сказать, что это запредельно дорогой вид спорта. Безусловно, есть люди, которые владеют лодкой, покупают паруса, но это деньги, сопоставимые с тратами на многие увлечения, будь то горные лыжи или акваланг. С другой стороны, есть люди, которые приходят и становятся участниками: они ищут возможность походить на чужой лодке или арендуют ее за сравнительно небольшие деньги.

Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту