Санкт-Петербург и область, 08 апр 2014, 18:34

Лишние люди: как петербургские заводы оптимизируют производство

В то время, как все СМИ обсуждают грядущие массовые увольнения сотрудников завода Ford под Петербургом (где планируется сократить до 700 человек), выяснилось, что сокращение персонала для автозаводов является вполне обыденной практикой. Так, например, под соусом «добровольного увольнения», за год (с мая 2013г. по апрель 2014г.) только завод General Motors в Петербурге «оптимизировался» на 400 сотрудников.
Читать в полной версии
Фото: РБК

В то время, как все СМИ обсуждают грядущие массовые увольнения сотрудников завода Ford под Петербургом (где планируется сократить до 700 человек), выяснилось, что сокращение персонала для автозаводов является вполне обыденной практикой. Так, например, под соусом "добровольного увольнения", за год (с мая 2013г. по апрель 2014г.) только завод General Motors в Петербурге "оптимизировался" на 400 сотрудников.

РБК-Петербург решило спросить нескольких автопроизводителей о планах по сокращению персонала, а также побеседовать на эту тему с представителями профсоюзов. Оказалось, что программа добровольного сокращения на данный момент действует не только на заводе Ford, но и на заводе GM в Петербурге. Причем на GM первая волна оптимизации прошла еще в прошлом году, вторая планируется - в этом. На обоих заводах сотрудникам предлагается пять окладов в качестве отступных. Оформляется все по соглашению сторон.

Кому пять окладов

Как сообщил РБК руководитель орготдела Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Петр Принев, когда работнику предлагают пять окладов и он добровольно уходит, это в рамках нашего закона сокращением не является. "Но это скрытое сокращение", - отмечает он. В прошлом году, по словам П.Принева, подобная программа добровольного ухода уже действовала на заводе Ford, где люди уходили за 4 оклада. "Это практика нашла применение в нашей стране, что не вызывает особого восторга", - заключает П.Принев.

Председатель профкома GM Петр Леткеман уточнил РБК-Петербург, что в мае прошлого года с предприятия в добровольном порядке были уволены около 200 сотрудников. "Тогда это было связано с плохими продажами автомобилей - и, как следствие, сокращением производства", - отметил он. С 1 марта 2014г. завод GM в Петербурге перешел с работы в три смены на две, в результате работодатель вновь выдвинул условия при добровольном увольнении сотруднику выплачивается пять окладов.

"Это не сокращение рабочих мест, это сокращение одной смены в связи с переходом с 1 марта на режим работы в две смены. Остались лишние люди и их просто не выгодно держать в запасе, поэтому была объявлена возможность добровольного увольнения", - поясняет П.Леткеман. При этом он замечает, что желающих уволиться куда больше, чем было запланировано. Всего одна смена составляет, по словам руководителя профкома, порядка 200 человек.

Подобные предложения от работодателя являются разовыми. Сотрудники завода GM как раз сегодня, по словам П.Леткемана, отрабатывают последний день, официально они расторгают договор с работодателем с понедельника.

Ажиотаж вокруг возможности увольнений, по словам представителей профсоюза, связан с тяжелыми условиями труда. "В основном уходят из сварочного цеха, потому что это адские условия труда. Для понимания, Opel еще в 1983г. отказался от ручной сварки и поставил роботов, а у нас до сих пор работают вручную. Я сам там работал - это адский, тяжелый труд. И молодые люди, которые там, в основном, работают, они просто уходят не видя перспективы. И воспользоваться такой возможностью и желающих уйти с пятью окладами очень много", - объясняет П.Леткеман.

Было трое - станет двое

Следует отметить, что до недавнего времени система добровольного увольнения почти не практиковалась. В последний раз он применялась лишь в 2009г., отмечают представители профсоюзов. "Сокращать людей затратно и проблематично, это проверка прокуратуры, трудовой инспекции. Проще - договориться. Но рабочие места, по сути, не сокращаются, сокращаются просто люди. Там где раньше работало трое, будет работать в разные смены двое", - отмечают представители профсоюзов.

По словам представителей МПРА, стабильно продолжают работу в Петербурге только заводы Toyota и Hyundai. На запрос РБК-Петербург, планирует ли компания Toyota в Петербурге сокращение, в компании ответили, что завод работает в обычном режиме – пять дней в неделю в две смены. Сокращения сотрудников не планируются.

В пресс-службе GM РБК-Петербург сообщили, что формально, процедуры сокращения штатов на заводе не проводится. "Но мы приняли решение в связи с непростой ситуацией на автомобильном рынке и падением спроса на новые автомобили расторгнуть на добровольной основе трудовые договора с некоторым количеством сотрудников Джи Эм Авто с выплатой компенсации. Эта процедура проходит успешно, но детали мы не раскрываем. На сегодняшний день завод работает в двухсменном режиме", - сообщили в компании.

На заводе Ford, по словам представителей профсоюза, продолжаются переговоры, более ясной станут позиции сторон к середине апреля.

Ольга Зарубина

Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители