ЦБ зачистит еще один рынок
С 8 июня в России начал работать закон о санации российских страховых организаций. Регулятор, ЦБ РФ, будет применять механизм санации (аналогичный банковскому) для предупреждения банкротства страховщиков, чей уход с рынка может привести к социальной напряженности или системным проблемам в страховом секторе на федеральном и региональном уровнях.
Закон также расширяет полномочия регулятора. Так, Банк России получил право отзывать лицензию на осуществление страхования при неоднократном в течение года существенном (более 20%) нарушении требований финансовой устойчивости. Кроме того, ЦБ имеет теперь право в качестве регуляторного воздействия ограничивать или вовсе запрещать страховым компаниям отдельные сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
Санацию одобряют
Само введение санации участники рынка считают неизбежным и в целом правильным. Это весьма убедительно показала, по их мнению, история с «Росгосстрахом». «Если бы его не санировали вовремя, то банкротство этой системообразующей компании обвалило бы финансовый рынок, — уверена президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич. — И от этого плохо было бы всем». Вопросы, по ее словам, вызывает только механизм санации, процедура исполнения решений регулятора. То, что механизм фактически скопировали с банковского (аналогичный закон о санации банков принят год назад), эксперты считают правильным. «Механизм санации банков неплохо отработан, так что распространение его на страховщиков я считаю вполне допустимым, — заявила РБК Петербург Ирина Лукашевич. — Он будет работать и у нас».
В процессе разработки этот закон подробно обсуждался заинтересованными сторонами, но в нем сохранилась возможность различных трактовок, утверждают эксперты. Острым моментом было обсуждение понятия «мотивированное суждение», являющееся основанием для принятия регулятором того или иного решения в отношении конкретного страховщика. «Мы просили сформулировать в законе максимально четкие критерии для принятия регулятором тех или иных решений, но в окончательном варианте критерии недостаточно четкие, по нашему мнению, так что сохраняется возможность принятия субъективных решений, чего мы опасаемся», — объясняет Ирина Лукашевич.
Консолидация с огосударствлением
В ЦБ подчеркивают, что главная их задача — вовремя санировать системообразующие компании, чтобы избежать обвалов на федеральном и региональных рынках. «Небольших региональных компаний, вроде нашей, это по-видимому не коснется, — полагает генеральный директор СК «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов. — Впрочем, ЦБ может объявить нашу компанию системно значимой на рынке Петербурга и Ленобласти». По словам Ирины Лукашевич, понятие «системообразующая компания» нигде четко не определено. «По-простому — это самые крупные компании. Но бывают ситуации, когда даже не очень крупная компания занимает значительное место на рынке какого-то региона и является для него системно значимой», — замечает эксперт.
С другой стороны, как утверждает Алексей Кузнецов, в большинстве по крайней мере крупных регионов «довлеют» федеральные компании, а мелкие и средние постепенно уходят с рынка. «В ежегодных отчетах нашей ассоциации отчетливо видно, что с каждым годом доля федеральных компаний на рынках Северо-Запада, да и Петербурга, постоянно растет», — отмечает эксперт. Новые системы контроля, которые постоянно вводит регулятор, увеличивают, по его словам, административные издержки компаний, что особенно болезненно для мелких и средних страховщиков. Некоторые не выдерживают и уходят.
Поскольку санация предусматривает возможность вливания в компанию государственных средств, эксперты прогнозируют дальнейшее огосударствление рынка. «Концентрация рынка с его одновременным огосударствлением уже происходит. Это видно и по статистике, и по фактологии, — говорит Ирина Лукашевич. — Примерами могут служить и объединение «Согаза» с «ВТБ Страхование», и параметры сделок по «Открытию» и так далее». В то же время, при разработке закона представители ЦБ, как утверждают опрошенные РБК Петербург участники рынка, обещали приватизацию санированных компаний (их ценных бумаг) на открытом рынке. Правда, в законе это прямо не прописано. «Да и очередь на покупку страховых компаний сейчас, прямо скажем, не стоит», — замечает Ирина Лукашевич.
Контроль ужесточится
К расширению полномочий ЦБ эксперты относятся двояко. «С одной стороны, добавленные полномочия регулятору объективно нужны, потому что у разных компаний возникали ситуации, когда становилось ясно, что ничем хорошим это не обернется и население останется без денег, но формальных оснований для принятия решений у регулятора нет. С другой стороны, в мотивированном суждении ЦБ должен быть очень четко прописан механизм принятия решений, чтобы избежать злоупотреблений. Мы на этом настаивали, но результат нас не вполне удовлетворяет, — говорит Ирина Лукашевич. — Хотя ЦБ нас заверил, что процедура принятия решений будет максимально прозрачной».
По словам Алексея Кузнецова, ЦБ и раньше следил за финансовой устойчивостью страховых компаний, выдавал им предписания восстановить необходимый уровень платежеспособности. Если компания исполняла предписание в оговоренные с ЦБ сроки, то предписание снималось, если нет — лицензия приостанавливалась или отзывалась. «Взаимоотношения ЦБ с компаниями были в значительной мере партнерскими. Сейчас, судя по тексту закона, они становятся более формальными, а контроль более жестким. Регулятор уже может никакие предупреждения не выдавать, а сразу отзывать лицензию, если компания подпадет под критерии отзыва. В результате, крупным компаниям закон предусматривает санацию, а мелким и средним — отзыв лицензий», — говорит эксперт.