«Быстро и на четыре дня»: как бизнес будет зарабатывать на ПМЭФ-22
Петербургский экономический форум всегда был поводом для серьёзных заработков операторов различных услуг — рестораторов, отельеров, представителей сферы развлечений. В этом году форум нестандартный — на фоне санкций многие компании отказываются от традиционных вечеринок, которые раньше организовывали ежегодно. РБК Петербург спросил предпринимателей, на какие финансовые результаты в период проведения форума они рассчитывают в этом году.
«Говорить про наши доходы преждевременно. Пока я вижу только большие затраты! Нам дают практически «голую» площадку, куда надо закупить приборы, посуду, текстиль, декорации, нанять и обучить персонал, пошить им форму. Всё это надо сделать быстро и всего лишь на четыре дня. Расходы на это я оцениваю в 7-8 млн руб. У меня есть прогноз, что ресторан не должен уйти в отрицательное значение рентабельности, а что-то заработать. Нормальная рентабельность ресторанного бизнеса в России — на уровне 20% от выручки. На форуме, я считаю, если нам удастся выйти на 10% — это очень хорошо.
«Нормальная рентабельность ресторанного бизнеса в России — на уровне 20% от выручки. На форуме, я считаю, если нам удастся выйти на 10% — это очень хорошо».
Могу сказать сразу, что для ресторатора участие в таких мероприятиях — это не про заработок больших денег. Это скорее подтверждение имиджа заведения, продвижение ресторана среди очень качественной аудитории, опыт участия в событии высочайшего уровня и, если повезёт, немного прибыли.
Мы перенесём концепцию ресторана Репино в формат pop-up (временный ресторан — ред.) в «Экспофорум». Он рассчитан на 250 посадочных мест и Росконгресс предполагает, что мы будем принимать около 1 тыс. гостей в день. То есть, за все дни форума готовимся обслужить 4 тыс. человек. Для сравнения, в Репино мы принимаем 1-1,5 тыс. гостей в месяц. С одной стороны, ресторатор всегда рад большому количеству статусных гостей, которые способны оценить качество и сервис. С другой стороны, приём таких гостей сопровождается беспрецедентными требованиями по качеству продуктов и безопасности. Роспотребнадзор, а также службы безопасности контролируют открытие ресторана на всех этапах.
Что касается цен на меню, то они будут уровня ресторана в Репино (стоимость основных блюд 1,2-5,4 тыс. руб. — ред.). Не думаю, что возможно меньшее количество иностранных гостей как-то существенно повлияет на наши финансовые результаты. Если вы обратите внимание на стоимость участия в форуме в этом году — она довольно приличная (960 тыс. руб. — ред.). Я думаю, тот, кто может позволить себе участвовать в форуме, точно может себе позволить абсолютно всё из меню Eclipse.
«Не думаю, что возможно меньшее количество иностранных гостей как-то существенно повлияет на наши финансовые результаты».
Особенности форума этого года в довольно сдержанной развлекательной программе. Обычно в период ПМЭФ проходит множество различных специальных вечерних мероприятий от крупных компаний как Сбербанк. В этом году часть таких мероприятий или отменена совсем или их программа урезана. Поэтому Росконгресс попросил сделать нас совсем не классическую вещь: наш ресторан на площадке форума с окончанием деловой программы будет переходить в вечерний режим работы до 21:00. Каждый день в ресторане будет выступать джазовый коллектив и, таким образом, мы предложим гостям альтернативу вечерней развлекательной программе».
«Количество торжественных публичных и закрытых корпоративных событий с участием звёзд первого эшелона на ПМЭФ в этом году сократилось по сравнению с 2019 годом, по моим ощущениям, на 70%.
«Количество торжественных публичных и закрытых корпоративных событий с участием звёзд первого эшелона на ПМЭФ в этом году сократилось по сравнению с 2019 годом, по моим ощущениям, на 70%».
Это произошло не только по причине отсутствия в качестве участников многих зарубежных компаний от Mercedes до Siemens, но также из-за отказа десятков топовых артистов выступать в России. Кроме того, западные артисты также не имеют большого желания лететь в РФ из-за санкций. Что же до масштабов самих мероприятий и затрат на них, то они остались на том же уровне. Глобальных изменений в развлекательной программе не произошло: традиционно пройдут спектакли, академические концерты с участием Валерия Гергиева, Дениса Мацуева и Хиблы Герзмава, запланирован футбольный матч с участием звёзд спорта, музыки и политики.
Что касается стоимости развлекательной программы отдельно рассматриваемого ивента, которых, подчеркну, стало в три раза меньше, не поменялась.
Могу отметить, что райдер на Питерском форуме для конечного клиента всегда сильно выше. Гостиницы, пребывая в состоянии ажиотажного спроса, завышают стоимость своих услуг в 10-20 раз (в зависимости от звездности и расположения). Кейтеринг и трансферы тоже не стесняются своих желаний заработать в эти дни. Таким образом, общий бюджет мероприятия с участием московских артистов уровня Баста, Зиверт и ведущего Игоря Верника, который, к примеру, на 400 гостей, в обычные дни в Санкт-Петербурге мог составлять не более 25 млн рублей, в дни ПМЭФ составит 35-40 млн рублей».
«Наша компания является застройщиком площадок Петербургского международного экономического форума. И в 2022 году рентабельность нашего бизнеса не увеличилась. Мы держимся в определённых рамках рентабельности, не более того. Сверхприбыли в сегодняшней ситуации невозможны. На то есть ряд причин, связанных как с международной ситуацией, так и с экономикой нашего бизнеса.
Отмечу, что маржинальность нашего бизнеса падает с 2016 года, однако в последний год отметилось снижение примерно на 30%, при этом заказчик платит примерно на 30-50% больше, чем в 2021 году. Часто клиентам кажется, что мы больше зарабатываем, поднимая цены, но, к сожалению, с учётом роста цен на материалы и стоимости рабочей силы, наши доходы по сравнению с 2019 и 2021 годом не выросли.
«Маржинальность нашего бизнеса падает с 2016 года, однако в последний год отметилось снижение примерно на 30%, при этом заказчик платит примерно на 30-50% больше, чем в 2021 году».
Ещё в период пандемии возник дефицит строительных материалов. Это повлияло на их стоимость. К 2021 году она выросла на 30-50%, а в 2022 году — ещё примерно на 30% в связи с ограничениями поставок из Европы. Кроме того, увеличились затраты на монтажников — в период пандемии рабочий персонал ушёл из отрасли, найти сотрудников под такой проект, когда требуется оперативная работа в сжатые сроки, стало намного сложнее.
Санкции серьёзно повлияли именно на наш бизнес, так как 90% материалов, с которыми мы работаем (в основном это пластик, плёнки) — импортные. Вторая причина повышения общей цены на застройку площадок — это курс рубля. Сейчас официальный курс евро к рублю 60-65 рублей, однако поставщики требуют расчёта по совершенно другому курсу — 90-100 рублей за евро. Таким образом поставщики снижают собственные риски, мы это понимаем. Но в итоге всё это увеличивает конечную цену застройки на 30%.
В целом стоимость застройки стремится к 200 тысячам рублей за 1 кв. м, однако цены в зависимости от возможностей партнёров и клиентов варьируются от 100 тысяч до 300 тысяч рублей за 1 кв. м.
Отмечу, что участники форума стремятся к упрощению концепций своих площадок, однако все ищут некую «фишку», которая сделала бы их стенд ярким, запоминающимся, презентабельным, но при этом бюджетным».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовили: Виктория Саитова, Юлия Воробьева