Петербургские застройщики за год потеряли больше трети продаж
По итогам июля 2022 года строительные компании, работающие в Ленобласти, смогли лишь на 2% нарастить выручку по сравнению с июлем прошлого года, говорится в отчете Dataflat.Ru. В Петербурге ситуация значительно хуже — суммарная выручка городских застройщиков за этот же период снизилась на 35%. Продажи в натуральном выражении «просели» и в Петербурге, и в области, но областным застройщикам удалось компенсировать это за счет большего, чем в городе, роста цен и средней площади квартир, говорят эксперты.
Ниже в метрах и выше цена
Как сообщил руководитель проекта Dataflat.Ru Александр Пыпин, по итогам июля 2022 года оценка выручки (поступления на счета застройщиков, продавцов, эскроу-счета) в Петербургском регионе (включая город и область) в июле 2022 оказалась на 29% ниже, чем за тот же период прошлого года.
В Петербурге было продано 3140 квартир и апартаментов, что на 45% меньше (5726), чем в июле 2021-го. Пропорционально уменьшилась и общая площадь проданного жилья — на 46%, с 238,5 тыс. кв. м. до 129,6 тыс. кв. м. При этом средний бюджет покупки за год вырос на 19% — до 8,8 млн руб. Суммарная выручка застройщиков, работающих в Петербурге, составила 27,7 млрд руб., что на 35% меньше результатов июля прошлого года (42,3 млрд руб.).
В Ленобласти, напротив, суммарная выручка застройщиков в июле 2022 выросла на 2% по сравнению с прошлым годом — до 7,3 млрд руб. Лучших по сравнению с Петербургом результатов удалось достичь за счет меньшего спада в количестве проданных квартир и апартов — этот показатель в области оказался на 24% ниже уровня 2021 года. Общий метраж проданного жилья в области снизился еще меньше — на 16%, до 51,4 тыс. кв. м. В области средняя площадь проданных на «первичке» квартир выросла с 39 до 43,4 кв. м. (+11%), в городе, наоборот, снизилась на 1% до 41,3 кв. м. При этом квартиры в областных новостройках за год подорожали сильнее, чем в городе — средняя цена квартиры выросла на 35% и достигла 6,2 млн руб.
В Ленинградской области низкие продажи компенсированы ростом цен и средней площади реализованных лотов. В результате оценка выручки оказалась сопоставима с уровнем прошлого года, отмечают в Dataflat.Ru.
Спасение в ипотеке
Стоит отметить, что в начале года первичный рынок региона показывал хорошую динамику, спад начался во втором квартале. Как ранее писал РБК Петербург, на основе анализа данных Росреестра о регистрации сделок на первичном рынке за шесть месяцев, эксперты Urbanus.ru пришли к выводу о том, что строительная индустрия Петербурга получила на 18,55 млрд руб. меньше, чем годом ранее. При этом 17 ведущих компаний потеряли в продажах за полугодие от 1 млрд до 5,5 млрд руб.
Но есть и позитивные факторы, которые позволяют застройщикам рассчитывать на улучшение ситуации. По данным Dataflat.Ru, за год доля сделок с использованием ипотечного кредита выросла в городе и области, на 16% и на 18% — до 83% и 84% соответственно.
«Очевиден тренд на оживление рынка благодаря улучшению условий по льготным ипотечным программам, запуску специализированных кредитных программ, а также поступлению на рынок средств от краткосрочных высокодоходных депозитов. Данные факторы позволяют застройщикам чувствовать себя уверенно и готовить вывод на рынок новых объектов», — заявлял РБК Петербург директор по маркетингу и рекламе Группы ЦДС Иван Носов.
«Льготные ипотечные программы — семейная и госпрограмма, дополнительно субсидированные застройщиками и банками, будет ведущим инструментом для покупки жилья в 2022 году», — уверена Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group).
Справка
В расчетах Dataflat.Ru учитываются только договора ДДУ и уступок в розничных сделках по квартирам и апартаментам с физическими лицами, прошедшие регистрацию в Росреестре. Статистика ведется по дате регистрации. Не учитываются продажи не по ДДУ (после ввода в строй, ЖСК, ДКП, ПДКП, договора инвестирования), продажи машино-мест, кладовок, коммерческой недвижимости, оптовые продажи. Цены фиксируются на дату ДДУ или дату бронирования согласно открытым прайс-листам без учета скидок и дополнительных опций. Датой поступления всей выручки (платежа) считается дата регистрации.