Угонщиков заставили возмещать ущерб автовладельцам
КС признал частично противоречащей Конституции положения ст. 166 Уголовного кодекса (угон автомобиля без цели хищения). Высокие судьи отметили, что сейчас эта норма не позволяет компенсировать вред собственнику автомобиля, если угонщики были найдены, а машина — нет.
Поводом для рассмотрения вопроса стала жалоба жителя Астрахани Владимира Кряжева. В августе 2012 года у него пропал автомобиль ВАЗ-21063. Правоохранительные органы нашли угонщиков — двух молодых людей. Но суд установил, что они взяли машину «без цели хищения»: покатались и бросили.
Ни сам автомобиль, ни тех, кто его похитил в последующем, обнаружить так и не удалось. В итоге молодых людей признали виновными по ст. 166 УК (угон без цели хищения), а следствие параллельно возбудило уголовное дело о краже (ст. 158 УК).
Кряжев в судебном порядке пытался взыскать с угонщиков компенсацию морального и материального вреда, но ему было отказано на тех основаниях, что ущерб был причинен не самим угоном, а последующей кражей.
В итоге мужчина обратился с жалобой в Конституционный суд. Высокие судьи рассмотрели его дело без проведения открытых слушаний и пришли к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению, а дело заявителя должно быть пересмотрено.
«В изучаемом нами деле было два преступления — угон и последующая кража. Суды, разрешая этот вопрос, исходили из того, что если человек не украл машину, а только покатался, то за кражу он не отвечает. Мы же сказали, что он отвечает и за утрату автомобиля, только не в уголовном смысле, а с точки зрения возмещения вреда, причиненного комплексом этих преступлений потерпевшему», — пояснил позицию суда судья КС Сергея Казанцева.
«Поскольку угон создает условие для кражи — постольку угонщик должен нести ответственность за утрату автомобиля перед собственником, если не докажет, что кража не связана с угоном», — отмечает Казанцев. Однако, по мнению судьи, если автомобиль будет найден и возвращен хозяину или найден вор, то ответственность с него может быть снята или рассмотрен вопрос об их совместной ответственности с вором.
Координатор московского отделения ФАР Дмитрий Самарин назвал решение КС важным и положительным. «Угонщики часто уходят от ответственности, поскольку их адвокатам удается доказать, что угон был совершен без цели кражи», — отмечает он.
Статистика
В Петербурге в 2014 году было раскрыто 420 преступлений по угону автомобилей, 1426 машин возвращено владельцам. При этом в прошлом году петербургская прокуратура сообщала, что в городе напрочь отсутствует системная оперативно-розыскная работа по борьбе с хищениями машин. Кроме того, правоохранители часто отказываются возбуждать уголовные дела, слишком долго проводят доследственную проверку и незаконно приостанавливают расследование. В итоге полиции удается расследовать меньше 5% таких преступлений.