Санкт-Петербург и область, 09 апр 2020, 17:43

Дневник кризиса: «не будем выживать за счёт других»

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

В рубрике РБК Петербург «Дневник кризиса» предприниматели ежедневно рассказывают о сложных вызовах, на которые им приходится искать ответы, и о возможностях для развития. В сегодняшнем выпуске — три сценария от «Теремка» и инвестиции «МегаФона» в будущее.


Виталий Свидовский, генеральный директор сети «Теремок» в Петербурге:

«Ситуация для бизнеса сложилась катастрофическая. «Теремок» пережил не один кризис, даже зарождение компании началось в период кризиса 1998 года, потом был 2008 год и 2014 год, но сейчас всё абсолютно иначе.

Во-первых, самые серьезные экономические изменения, во-вторых, ограничения ведения бизнеса из-за распространения коронавирусной инфекции. Впервые в своей жизни мы столкнулись с резким одномоментным падением спроса и существенным ограничением мест продаж. Если до 1 марта мы шли на рекорд по росту товарооборота, то с 1 марта спрос снижался на 2-3%, а с середины марта — на 10% ежедневно, пока рестораны вообще не приостановили работу на месяц. Работа на доставку, на вынос осталась, хотя это операционный убыток. Пошли на этот шаг только ради поддержания команды, сохранения минимальной операционной деятельности и для наших гостей. Наш приоритет — сотрудники, мы поставили цель сохранить команду, чтобы компания не утонула в этот кризис. Сотрудников не сокращали, но сократили смены до одной-двух в неделю, чтобы сохранить максимальное число персонала.

Сейчас ведем серьезную работу по реструктуризации кредитных обязательств. Мы активно взаимодействуем с властью, чтобы добиться поддержки. Сегодня принятых мер явно недостаточно. Например, отсрочка кредитов — пусть позже, но мы должны будем заплатить.

Переговоры по аренде, конечно, ведем. Позиция нашей компании — в марте мы просим о скидке с момента введения ограничений, в апреле — можем работать только при согласовании процента с товарооборота. Если ресторан закрыт, аренду вообще не можем платить.

Закрытие ресторанов, сокращение сети не обсуждали еще. Все будет зависеть от рынка на момент снятия ограничений. Я вижу здесь три сценария. При самом позитивном эпидемия закончится в середине мая, это позволит возобновить работу в 20-х числах мая и в июне выйти на 70% от привычного товарооборота. В этом случае закроем 5-10 ресторанов. При втором сценарии ограничительные меры продлятся до июня, восстановление произойдет в июле, но только на 60%. В самом негативном сценарии, если рестораны будут закрыты до конца лета, наши продажи упадут на 50%. Тогда будет массовое закрытие ресторанов, больше половины точно.

Надежду мне дает российский оптимизм, при всей трагичности ситуации он сохраняется. Я убежден, что главное сейчас — не потерять человеческое достоинство, объединиться всем и не выживать за счёт других. «Теремок» точно выстоит и останется лидером рынка».


Алексей Титов, директор по региональному развитию компании «МегаФон»:

«Распространение коронавируса и связанные с этим карантинные меры привели к серьезным изменениям в потреблении услуг голосовой связи и, особенно, мобильного интернета. Трафик возрос и перераспределился. Это, конечно, сказалось на работе компании «МегаФон» в целом и моей работе в частности — мы строили наш план развития, исходя из одних трендов, а тренды стали другими.

Сотрудники компаний работают удаленно, поэтому из центра города, где расположено большинство офисов, трафик ушел в спальные районы. Часть трафика перераспределилась из города в Ленинградскую область. Соответственно, мы заняты обеспечением потребителей качественной связью в тех местах, где она стала высоко востребованной.

Мы можем быстро расширить сеть — и программно, с точки зрения ПО, и физически — в районах Ленинградской области, где, как мы видим, нагрузка быстро растёт. Наша сеть оказалась готова к резким всплескам потребления, и это не может не радовать.

Сложно прогнозировать, как изменятся в связи с текущей ситуацией наши бизнес-результаты. Где-то объем потребления услуг и товаров, реализуемых компанией, существенно растет, но где-то и падает. Например, продажи через салоны связи в целом снизились, но при этом ощутимо увеличился объем реализации модемов и роутеров; растут продажи через интернет-магазин.

Конечно, и компании, и частные потребители сейчас активно пробуют новые технологичные сервисы — платформы для совместной удаленной работы, дистанционной учебы, онлайн-конференций и другие. Для компаний малого и среднего бизнеса мы открыли бесплатный доступ к продуктам для проведения онлайн-конференций и вебинаров. Частным абонентам — доступ до конца апреля к платформам «МегаФон Образование», онлайн-библиотекам, пакетам «МегаФон ТВ». Эти сервисы сейчас пополняются продуктами, актуальными для жизни в период карантина — бесплатными уроками фитнеса, курсами для старшеклассников по подготовке к ЕГЭ, и так далее.

Для нас это и поддержка абонентов в сложный период, и инвестиция в будущее. Но насколько люди привыкнут к технологичным сервисам, и какая часть аудитории сохранит эти привычки после окончания бесплатного периода — пока не ясно».


О том, какие решения принимает петербургский бизнес в новых условиях, читайте в спецпроекте РБК+.

Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram  

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик