Санкт-Петербург и область, 09 июн 2021, 18:16

Охтинский мыс: почему не исполнено поручение Путина и что теперь будет

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Решение рабочей группы о целесообразности создания на Охтинском мысу археологического музея-заповедника должно быть принято к концу 2021 года. Ранее президент РФ Владимир Путин поручил решить этот вопрос к 1 мая, однако к положенному сроку никаких решений так и не было принято. Более того, за это время диалог между чиновниками, собственником участка («Газпром») и градозащитниками перешел в судебную плоскость.

Как сообщил РБК Петербург член рабочей группы, вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский, доклад президенту перенесен на 1 декабря. До этого момента чиновникам, специалистам и «Газпрому» предстоит выработать единую позицию о возможности создания музея «с учетом научно-исторической ценности объектов, климатических условий». Для этого потребуется тщательное изучение специалистами выявленных предметов археологического наследия, уточнил чиновник.

Наследие и раздоры

«Газпром нефть» представила концепцию освоения этой территории в прошлом году. Выигравший на конкурсе проект японского бюро Nikken Sekkei предполагает создание инновационного комплекса из двух зданий высотой 28 метров в виде хрустального корабля с обзорной площадкой с общественным парком, выходящим на набережную Невы. Против проекта выступили петербургские градозащитники и некоторые депутаты — они опасаются того, что проект грозит уничтожением 80% всех археологических объектов на этой территории.

Спустя несколько недель президент Владимир Путин дал поручение Минкульту совместно с правительством Петербурга и ПАО «Газпром» рассмотреть вопрос о создании на Охтинском мысе историко-археологического музея-заповедника. Градозащитники поддержали это решение.

Проект «Газпром нефти»

В комиссию, которая будет принимать решение, по информации «Фонтанки», вошли представители Министерства культуры РФ, «Газпрома», вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский, глава комитета по культуре Константин Сухенко, руководители крупных музейных комплексов (Эрмитажа, Петропавловской крепости, Кунсткамеры), заместитель председателя совета по культурному наследию Михаил Мильчик, археолог Петр Сорокин, который вел раскопки на Охтинском мысе.

Главный вопрос в том, какой именно проект будет выбран для реализации. По проекту «Газпром нефти», под музей будет выделено 1,5 тыс. кв. м площади и примерно четверть территории в качестве открытого общественного пространства. В компании сообщили РБК Петербург: «В настоящее время «Газпром нефть» дорабатывает архитектурную концепцию будущего пространства на Охтинском мысе. Компания взяла на себя обязательства по сохранению всех объектов культурного наследия на своем участке. Это 4 охранных зоны, утвержденных Министерством культуры РФ. В соответствии с российским законодательством все объекты культурного наследия на Охтинском мысе будут сохранены. Никакого строительства на этих территориях вестись не будет. Зоны памятников интегрируют в ландшафтный парк и общественное пространство, и свободный доступ к ним получат все желающие. В 2020 году границы памятников на Охтинском мысе подтвердили две судебные инстанции — федерального и городского уровня. В ноябре Верховный суд во второй, апелляционной, инстанции согласился с правомерностью приказа Министерства культуры РФ № 250 о предмете охраны и границах памятника на Охтинском мысе. В декабре Городской суд Санкт-Петербурга отказался отменять распоряжение петербургского КГИОП № 293-р об охране памятников на Охтинском мысе, которое базируется как раз на выше упомянутом приказе Минкульта».

Музей или заповедник

Вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский раскрыл подробности обсуждения: «В соответствии с сегодняшним заключением около 15% территории Охтинского мыса не подлежит застройке, потому что здесь находятся археологические памятники. Вся остальная территория может быть застроена. Археолог Павел Сорокин на рабочей группе высказывал мнение о том, что экспертиза является неправильной. Мы это мнение учли. Сейчас готовится протокол встречи, мнения экспертов в настоящее время расходятся. Будут еще заседания по этому поводу, единая позиция будет формироваться путем дискуссии».

Как пояснил РБК Петербург заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов, музей, о котором говорят чиновники и «Газпром», и музей-заповедник, о котором говорил президент, «разные вещи». «Все время идет подмена понятий. Ведь речь не идет о музее в традиционном понимании как некоем здании. В президентском поручении очень четко сформулировано — историко-археологический музей-заповедник. Это совершенно другая форма, она абсолютно правильная для этого места, потому что там в результате тех археологических раскопок, которые на протяжении нескольких лет с 2006 по 2010 годы проводились, выявлены остатки фортификации, как минимум, трех крепостей и еще различные более ранние слои. Это не только остатки Ниеншанца, но и более ранней деревоземляной крепости XIV века — Ландскроны. И в планы, предусматривающие сохранить до четверти территории под музей, эти объекты вообще не попадают. То есть, они будут застроены офисным центром. И понятно, что при таком строительстве эти археологические памятники погибнут», — выразил свое мнение Александр Кононов.

Фото: паблик «Спасем Охтинский мыс!» в соцсети «ВКонтакте»

Градозащитники указывают на обилие чиновников в рабочей группе и отсутствие баланса в ее составе. Археолог Петр Сорокин — единственный в рабочей группе не согласился с официально утвержденными Минкультом границами и объемом памятников. Ему предложили сделать дорожную карту о проекте в полном объеме. Градозащитники настаивают на участии в принятии решений максимального количества профессионалов и просят на равных рассматривать альтернативный проект — концепцию музея-заповедника «Допетровский Петербург».

Экспертиза и трактовки

Что касается переноса сроков принятия решения по музею, то чиновники не видят в этом ничего страшного. На заседании рабочей группы замминистра культуры РФ Алла Манилова подчеркнула, что поручение президента в публичном пространстве искажается и «трактуется самым разным образом, особенно теми политическими группами, которые включают этот вопрос в свою повестку на предстоящих выборах». Как пишет «Фонтанка», президентом поставлена задача — рассмотреть возможность создания историко-археологического музея совместно с правительством Петербурга и «Газпромом», а вовсе не создать к 1 мая уже готовый музей.

Градозащитник и один из инициаторов судебного иска к Смольному об обязательстве принять решение о включении «Оборонительных рвов и основания башни крепости Ландскрона» в перечень выявленных объектов культурного наследия Павел Шапчиц принял слова Аллы Маниловой на свой счет и заявил РБК Петербург, что готов «посыпать голову пеплом», лишь бы музей-заповедник сделали на широких площадях: «Мне кажется, определенную роль в том, что рабочая группа наконец-то собралась и туда даже пригласили Петра Сорокина, сыграл вот этот иск граждан в Куйбышевский суд. Если бы мы его не подали, все обсуждения остались бы подковерными. Ведь фактически точку зрения охраны памятников в рабочей группе будет защищать один Сорокин, а он ученый, а не политик, ему будет сложно».

Пока рабочая группа взяла для принятия решения тайм-аут до декабря, Куйбышевский суд назначил судебную историко-культурную археологическую экспертизу для установления границ, особенностей крепости Ландскрона. Ее результаты должны быть озвучены на очередном заседании суда 12 июля.

Pro
На чем держится власть руководителя проекта: подробная инструкция
Pro
4 проблемы, которые могут отбить желание торговать на маркетплейсах
Pro
Никаких стандартов: как вести бухгалтерский и налоговый учет ЦФА
Pro
Менеджер по продажам не справляется. Как ускорить b2b-сделку
Pro
5 способов поставить цели на 2025 год, если выгорели и не восстановились
Pro
Как купить коммерческую недвижимость за рубежом: 5 советов для инвесторов
Pro
Стратегия защиты при корпоративных спорах. Чего ожидать в 2025 году
Pro
Все родители срываются на детей. Как делать это реже — 11 советов