Эксперты: Расширена система представления налоговой отчетности в электронном виде
В России обнародована новая редакция "Основных направлений налоговой политики" на ближайшие три года. Несмотря на то, что этот документ не является нормативным правовым актом, он представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, определяет ориентиры на ближайшее будущее. Среди прочих в "Основных направлениях" обозначено изменение налогового законодательства в части налогового администрирования, упрощение налоговой отчетности.
Так, в частности, речь идет о четырехкратном сокращении налоговой отчетности для предприятий малого бизнеса – замене поквартального отчета ежегодным. По мнению заместителя генерального директора ЗАО "Комита" Игоря Коваленко, такая либерализация пойдет на пользу как малому бизнесу, так и самим налоговым органам, вынужденным сегодня обрабатывать огромные объемы отчетных документов каждые три месяца.
Другим признаком упрощения отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками является постепенный переход на электронный документооборот, создание унифицированного приемного комплекса ФНС России, который теперь позволяет налогоплательщику передавать электронную отчетность не только через посредника (специализированного оператора связи), но и напрямую в налоговую инспекцию. Как подчеркивает И.Коваленко, система предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи обладает, по сравнению с ранее существовавшим порядком, целым ряд существенных преимуществ. В первую очередь, экономит время налогоплательщика: отпадает необходимость посещения налоговых инспекций, становится ненужным дублирование отчетных документов на бумаге. Если для малых и средних фирм это всегда было сложностью незначительной, то для крупных компаний речь идет об огромных объемах документации.
Среди других плюсов сдачи отчетности по каналам связи, специалист ЗАО "Комита" называет гарантированную безопасность от ошибок и неточностей. С переходом на систему электронного документооборота налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновить новые версии форматов ее представления в электронном виде. Кроме того, новая система застрахована благодаря функции контроля правильности заполнения полей форм отчетности.
Разумеется, использование электронного документооборота предполагает защиту информации, содержащейся в направленных документах, от просмотра и корректировки. Для этого, как известно, используется комплекс программных средств криптографической защиты информации – шифрование и электронная цифровая подпись (ЭЦП). Как разъясняет И.Коваленко, для работы с ЭЦП используются две последовательности цифр, два ключа, один из которых - секретный - остается у отправителя и используется для защиты информации, а другой - открытый - выдается получателю для дешифровки.
По уровню сложности система шифрования, применяемая при сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, аналогична средствам, используемым в системах дипломатической связи, банковских системах. Как подчеркивают эксперты, подделать ЭЦП практически невозможно. Впрочем, есть и дополнительная защита от подделки - сертификация открытого ключа подписи Удостоверяющим центром.
Сегодня в сети доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы таких организаций – 24, но их число растет: еще около ста центров находится в процессе сертификации. Это длительный процесс, требующий большого числа согласований. Однако, как прогнозирует генеральный директор ЗАО "Удостоверяющий Центр" Сергей Телелюшкин, в итоге на территории России будет сформировано "пространство доверия" - сеть организаций, обеспечивающих взаимодействие налогоплательщика с унифицированным приемным комплексом ФНС России и защиту передаваемой информации.
По его мнению, эта система должна сделать работу налоговой службы более эффективной, упростить процедурные вопросы. Кроме того, запуск сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России в широкую эксплуатацию даст серьезный толчок коммерческим структурам, работающим на рынке электронной отчетности, позволит разрабатывать новое клиентское программное обеспечение, работающее в унифицированном формате, встраивать его в бухгалтерские программы.
Сегодня система электронного документооборота, распределенная по всем регионам России, 10 Межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам и более чем по 1200 территориальным инспекциям, уже работает в полной мере, хотя процесс перехода к предоставлению налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи требует некоторого времени. Тем не менее, работоспособность этой системы была подтверждена в марте текущего года, в период сдачи годовой отчетности.
ЗАО "Комита" создано в 1991г. Занимается разработкой программных комплексов, автоматизированных систем в защищенном исполнении. "Комита" разработала и внедрила автоматизированные информационные системы (АИС) государственного заказа в 8 регионах Российской Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге и Московской области. На счету "Комиты" - создание АИС и систем защиты информации ряда министерств и ведомств с подключением территориальных подразделений во всех регионах России. Программные продукты, разработанные "Комитой", используют примерно 700 российских банков, среди них - система электронных платежей "банк-клиент".
ЗАО "Удостоверяющий Центр" создано в 2002г. Является первым удостоверяющим центром, зарегистрированным в России. Занимается изготовлением и обслуживанием сертификатов ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП) на территории всех регионов Российской Федерации. Входит в сеть доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы РФ, оказывая услуги передачи налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.