«Русские самоцветы» рассчитывают побороться за китайских покупателей
Петербургский завод «Русские самоцветы» на фоне стагнирующего российского рынка ювелирных изделий планирует наладить выпуск и экспорт в Китай украшений из серебра и янтаря. Эксперты отмечают, что закрепиться на рынке Поднебесной российскому производителю будет сложно.
Экспортные планы
ПАО «Русские самоцветы» до конца этого года запустит производство изделий из серебра и янтаря и будет поставлять новую продукцию в Китай. Для этого «Русские самоцветы» уже заключили договор о сотрудничестве с Калининградским янтарным комбинатом, который занимается добычей янтаря. По словам гендиректора «Русских самоцветов» Сергея Докучаева, для запуска производства новой продукции крупных инвестиций не потребуется, поскольку у предприятия есть производственные мощности, которые можно загрузить.
«В Китае — очень большой спрос на изделия из янтаря. Мы планируем поставлять свою продукцию нескольким китайским компаниям, которые занимаются розничной продажей ювелирных изделий на своем рынке», — поясняет Сергей Докучаев.
По его словам, конкуренция на рынке Китая довольно высока — как со стороны местных производителей, так и со стороны других экспортеров. «Тем не менее, мы рассчитываем, что сможем закрепиться там за счет сотрудничества с местной розницей. У нас уже есть опыт работы на экспорт — мы поставляем продукцию, в том числе, в страны СНГ, а также в Европу, Канаду», — добавил Сергей Докучаев. Долю экспорта от общего объема продаж он не назвал, отметив, что пока это небольшой показатель.
Внутренняя стагнация
За счет развития экспорта «Русские самоцветы» рассчитывают увеличить продажи на фоне стагнации рынка ювелирных изделий в России. «Покупки ювелирных изделий в нашей стране снижаются из-за уменьшения доходов населения», — поясняет Сергей Докучаев.
По данным СПАРК и kartoteka.ru, в прошлом году выручка «Русских самоцветов» составила 893 млн руб. против 992 млн руб. в 2017 году. По данным СМИ, «Русскими самоцветами» владеет семья Докучаевых. Сейчас у компании действует 12 магазинов в Петербурге. Фирменную сеть в других регионах «Русские самоцветы» закрыли из-за снижения спроса.
Жестокий рынок
По мнению опрошенных РБК Петербург экспертов, выйти на рынок Китая со своей продукцией «Русским самоцветам» будет нелегко. «Там будет жестокая конкуренция с местными игроками, а также производителями из Польши и Прибалтики. Кроме того, важно разработать продукцию, которая будет востребована в Китае: у китайцев и россиян предпочтения различаются», — комментирует глава Янтарного союза России Василий Симонов.
Впрочем, как полагает генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин, изделия, которые планируют выпускать «Русские самоцветы», рассчитаны не на российский рынок. «Россияне считают изделия из янтаря немодными и не престижными», — поясняет Уткин.
Тем не менее, по его словам, экспорту в Китай могут помешать заградительные пошлины на ввоз ювелирных изделий, которые приводят к повышению цены на продукцию. «Кроме того, на рынке Китая много недорогих изделий из искусственного янтаря, с ними будет сложно конкурировать», — отмечает Эдуард Уткин.
Он также напоминает, что организовать экспорт ювелирных изделий из России сложно из-за устаревшего законодательства. Так, в России ограничена продажа ювелирных изделий через интернет. Кроме того, чтобы экспортировать товары, необходимо потратить более 1,5 месяцев на получение различных разрешений.
«Неудивительно, что Россия — аутсайдер по продажам ювелирных изделий среди других стран, но при этом успешно продает сырье для производства этой продукции. Объем экспорта ювелирных изделий из России составляет всего $80 млн, а золота и алмазов — около $500 млн в год», — оценивает Эдуард Уткин. Крупнейшие экспортеры ювелирных изделий в мире являются Тайланд, Китай, Италия и Индия.
Справка
По прогнозам Гильдии ювелиров России, отечественный рынок ювелирных изделий сохранит тенденцию к сокращению — в 2019 году он упадет на 0,6% до 101,3 млрд руб. При этом продолжится тенденция по увеличению продаж изделий из серебра и сокращения спроса на золотые изделия из-за снижения доходов населения.