Посетители петербургских ресторанов устали от экзотики
По данным международной консалтинговой компании Colliers International, в этом году среди новых ресторанов Петербурга лидируют заведения с национальной кухней: на первом месте итальянская кухня, на втором — русская. Кроме того, в городе продолжают активно открываться рюмочные. Эти привычные для потребителя форматы пришли на смену стейк-хаусам и «экзотической Азии». В первом полугодии 2018 года среди новых ресторанов лидировали стейк-хаусы (семь заведений), рестораны с грузинской кухней и азиатской кухнями (по пять заведений). За этот период на центральных улицах Северной столицы открылось 94 заведения.
Простая и повседневная Италия
По данным Colliers, в первом полугодии открылись 9 новых ресторанов и кафе с итальянской кухней. В их числе пиццерия Camorra Chimerica на Малом проспекте Петроградской стороны, рестораны Friends of Friends на Дегтярной улице, Pasta и Vino на Гороховой улице. «Итальянская кухня находится вне моды: вкусная паста и пицца популярны во всем мире, и Петербург — не исключение. Это простая и повседневная еда. Поэтому итальянская кухня будет переживать не только вторую, но и третью и четвертую волну популярности», — говорит Михаил Соколов, сооснователь ITALY GROUP, которая открыла на днях пятый итальянский ресторан Italy (Виленский переулок).
По его мнению, в целом качество ресторанных проектов растет, гости научились понимать разницу между хорошим и плохим продуктом. Михаил Соколов сообщил, что ITALY GROUP планирует и дальше развивать итальянские концепции, в частности, в конце июля откроет заведение Italiani в новом фуд-холле в ТРК «Сити Молл». «В Москве расширяться тоже планируем, но не в этом году», — добавил он.
«Устали от экзотики»
Второе место заняла русская кухня — в городе появилось семь новых точек общепита, в числе которых рестораны «Гусары» на набережной Фонтанки, Russofeel на улице Декабристов, «Мейерхольд» на Марсовом поле и другие. «Нет ничего удивительного в возвращении к родной кухне. Люди устали от экзотики, хотят простых и понятных блюд, как говорится «где родился, там и пригодился», — объясняет тренд Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада.
Он видит в этом и вину самих рестораторов: «Многие от безграмотности бросались в крайность, делали заумные описания простых блюд, а это отпугивает гостей. Из-за этого спрос снижался».
Развитие русской кухни поддержит рост турпотока в Петербург, ожидает Леонид Гарбар. По его словам, приезжающие в Петербург туристы стремятся попробовать местные блюда, которых они не найдут у себя.
Однако вернуться к исконной кухне будет не так просто, отмечают другие эксперты. «С русской кухней очень сложно работать, потому что мало рецептов можно адаптировать под современные запросы, в основном, это странные блюда, которые не пользуются спросом у современного человека», — говорит совладелец сети бургерных «Бюро», бара PINCH BAR и проекта Californication Петр Лобанов. По его словам, по вкусовым предпочтениям русский человек ушел в сторону Европы. «Единственное исконно русское блюдо, которое удалось удачно «осовременить» — это блины», — отмечает он.
Рюмочные для всех
Еще один перспективный формат — рюмочные. За 2018 год в Петербурге появилось не менее семи новых заведений, а в первом полугодии 2019 года — еще два, в том числе «Рюмочная Свободная» на Невском проспекте, сообщает Colliers.
«Рюмочная — интересный концепт с отличным потенциалом, так что открытия еще продолжатся», — ожидает Петр Лобанов. Он поясняет, что, с точки зрения рядового посетителя, это формат демократичный и хорошо понятный, а, с точки зрения бизнеса, — «рабочий», так как позволяет установить большую наценку на алкоголь. Высокий спрос на рюмочные и бары обеспечивает также популярная концепция бар-хоппинга, когда гости «посидели в одном месте, выпили коктейль, перешли в другое место, добавили наливки и пошли дальше в клуб», добавляет Петр Лобанов.
Справка
Всего в Петербурге работают более 8 тыс. заведений общественного питания, из них примерно 5 тыс. заявили о принадлежности к тому или иному виду национальной кухни, подсчитали специалисты сервиса «2ГИС» в мае 2019 года. Большинство из этих заведений предлагает сразу несколько видов кухонь: азиатскую и европейскую, русскую и итальянскую, корейскую и японскую и т.п. По данным Петростата, оборот рынка общепита в первом полугодии 2019 года вырос по сравнению с первым полугодием 2018 года на 10,9% — до 35,7 млрд руб.