«Промышленники спохватились, до чиновников эта реальность ещё не дошла»
Промышленность Петербурга, по данным Петростата и Смольного, показывает впечатляющие темпы роста. Для некоторых отраслей обрабатывающей промышленности индекс промышленного производства по итогам января-мая оказался рекордно высоким: производство бумаги выросло к аналогичному периоду 2021 года увеличилось в 1,8 раза, производство кожи и изделий из неё- тоже в 1,8 раза. На фоне общего увеличения индекса промышленного производства на 5,6% заметно более высокие темпы показали производители текстильных (+47%), резиновых и пластмассовых изделий (+36%), металлургии (+30%), производители пищевых продуктов (+26%), мебели (+25%) и лекарственных средств (+19%).
Как ранее сообщал губернатор Александр Беглов, по итогам первых четырех месяцев 2022 года доля промышленности в общем объем налоговых поступлений в федеральный бюджет от Петербурга составила 60%. И это при том, что доля обрабатывающих производств (89% от всего промпроизводства) в ВРП (по последним данным Петростата — за 2020 год) составляет всего 14%, а производство автотранспорта (автомобилей, прицепов и полуприцепов) сократилось в январе-мае на 53,2%, ремонт и монтаж машин и оборудования — на 35%.
Выручает оборонка
По мнению профессора кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елены Ткаченко, промышленный рост Петербургу обеспечил главным образом гособоронзаказ, на который так или иначе работает около 80% крупной городской промышленности. Помимо прямого производства вооружений, на оборонный заказ работают и некоторые другие производства, продукция которых учитывается статистикой в разделах «машины и оборудование, не включенные в другие группировки», «прочие готовые изделия» и др. «Рост гособоронзаказа нельзя назвать резким — он увеличивался планомерно и предсказуемо, начиная с четвертого квартала прошлого года», — говорит эксперт.
«По итогам четырех месяцев доля промышленности в общем объем налоговых поступлений в федеральный бюджет от Петербурга составила 60%»
Второй фактор — увеличение объемов производства в тех отраслях, которые, лишившись иностранных конкурентов, но имея запасы импортного сырья и комплектующих, смогли быстро нарастить объемы производства, благо загрузка их мощностей до этого находилась на уровне 60-70%. «Открылись рынки и пошло импортозамещение, — утверждает Елена Ткаченко. — Найти дополнительных работников сейчас не проблема».
Падение начинается
Однако, запасы импортных сырья, материалов и комплектующих скоро закончатся — и начиная с третьего квартала эксперт прогнозирует спад производства. Наибольшие проблемы она прогнозирует в машиностроении, где особенно трудно обеспечить альтернативные поставки комплектующих (из-за жестких условий по характеристикам, качеству и др.). В этой отрасли проблемы с комплектующими уже начались. Яркий пример — остановка производства вагонов на Тихвинском вагоностроительном заводе (ТВСЗ), который уже несколько раз продлевал сроки возобновления производства и сейчас продлил режим простоя до середины июля. Проблемы у ТВСЗ возникли из-за отсутствия комплектующих для подшипников. Ранее они производились на тихвинской промплощадке совместно с американской компанией Timken. На фоне введенных санкций компания решила полностью остановить поставки.
«Однако, запасы импортных сырья, материалов и комплектующих скоро закончатся — и начиная с третьего квартала эксперт прогнозирует спад производства»
При всем том эксперт считает, что в четвертом квартале нынешнего года машиностроителям удастся решить часть проблем с поставками — и производство начнет восстанавливаться (за исключением иностранных заводов, например, автосборочных, закрывшихся по политическим причинам). Правда, восстановление может затянуться, полагает Елена Ткаченко, из-за еще одной проблемы — неадекватных нынешней динамике административных процедур российских контролирующих органов.
Чиновники в иллюзиях
«Эти процедуры сильно забюрократизированы, для их исполнения требуется значительное время; и это не позволяет в короткие сроки организовать импортозамещение в разных отраслях, — утверждает эксперт. — Например, существуют неплохие технологии замещения упаковки TetraPak, но их сертификация затягивается. То же самое с красками для упаковки — Роспотребнадзор тянет с сертификацией российского растворителя, хотя он более экологичный, чем импортный».
Развитие фармацевтического производства (как, впрочем, и ряда других отраслей) упирается в так называемый «обратный инжиниринг» (разработка конструкторской документации по готовому изделию, произведенному другой компанией). «Государство должно четко сказать фармпроизводителям: можно ли воспроизводить чужие формулы лекарств без разрешения правообладателей или нельзя — в ситуации, когда зарубежные фармкомпании отказываются продавать нам жизненно важные лекарства. Наши фармкомпании способны производить по этим формулам 99% таких лекарств, но нужно разрешение правительства нарушать патентные права иностранных правообладателей», — поясняет Елена Ткаченко.
«Промышленники уже спохватились, поняли, что санкции — надолго. До чиновников эта реальность доходит медленнее»
Эксперт объясняет медлительность чиновников, как и некоторых промышленников, слепой верой в скорую отмену санкций и восстановление практики, существовавшей до 24 февраля. «Промышленники уже спохватились, поняли, что санкции — надолго. До чиновников эта реальность доходит медленнее», — считает эксперт.
Впрочем, для экономики Петербурга все эти проблемы не так остры — потому что наибольшая часть городской промышленности работает по гособоронзаказу, что должно стимулировать импортозамещение.
Повтор публикации от 05.07.2022