Санкт-Петербург и область, 09 окт 2022, 09:39

Петербургская IT-отрасль начала меняться: прогнозы игроков рынка

Читать в полной версии
Фото: Чиженок Александр/PhotoXPress.ru

Обстоятельства нынешнего года заметно трансформировали петербургскую IT-отрасль. Санкции перекрыли доступ к некоторым необходимым инструментам разработки и поставкам оборудования, а панические настроения у IT-специалистов, усилившиеся с началом частичной мобилизации, привели к массовой релокации и дефициту кадров, особенно опытных.

Для петербургской IT-отрасли, помимо общих для всей российской IT-индустрии резких изменений, играет роль местная специфика. РБК Петербург спросил игроков рынка, какие оптимальные сценарии развития петербургской IT-индустрии они видят.

Петербургская специфика

По словам президента НП «РУССОФТ» Валентина Макарова, петербургская специфика заключается в сильной глобализованности софтверного бизнеса. Местная IT-отрасль всегда специализировалась на сервисных услугах для производителей конечных продуктов, главным образом, иностранных, занимающих серьезные доли мировых рынков, что способствовало экспорту услуг петербургских компаний на мировые рынки в значительных объемах. Петербург был мировым инженерным центром инновационной разработки ПО. Здесь располагались центры разработки крупных мировых вендоров — Dell, Oracle, Intel, T-Systems и т.п. Даже иностранные компании с российскими корнями, вроде VEEAM, после их приобретения иностранцами сохраняли в Петербурге свои центры разработки, а свои конечные продукты продавали за рубежом.

Поэтому после прекращения работы иностранцев в России и закрытия их центров разработки петербургский IT-экспорт сильно сократился (точная статистика за 2022 год появится в начале 2023 года).

Новые вызовы

Как отрасль будет переживать этот кризис и как она будет трансформироваться, пока не ясно, отмечают эксперты. С одной стороны, уход ряда компаний сыграл на руку их конкурентам. Так как многие разработчики мирового уровня не уехали из города, они были разобраны — как сервисными, так и продуктовыми российскими компаниями, утверждает Валентин Макаров. В результате некоторые российские производители программных продуктов даже усилили свои команды на фоне роста импортозамещения ПО, и продажи программных продуктов для внутреннего рынка увеличились. Причем, по информации эксперта, доля российских программных продуктов в общем объеме продаж впервые превысила долю услуг, сервиса.

С другой стороны, перед компаниями встали новые вызовы. Исполнительный директор Группы «Рексофт» Евгений Минеев отмечает, что в текущих условиях и у сервисных компаний, и у продуктовых есть свои риски. У продуктовых компаний возможности расширились в связи с уходом западных конкурентов, но им надо грамотно встроиться в существующие потребности заказчиков. «Это не всегда просто, так как российские решения мало известны крупным заказчикам, и требуется кропотливая работа по пресейлу (предпродажной подготовки под потребности клиента — ред.) и доработке решений до нужного уровня», — говорит Евгений Минеев.

Аналогичную работу по адаптации систем под требования клиентов, интеграции систем в существующий ИТ-ландшафт предприятий приходится делать и сервисным компаниям. «Компаниям, работавшим с российскими клиентами несколько проще, так как есть контакт с клиентами и опыт взаимодействия. Компаниям, работавшим на западных заказчиков, сложнее в переориентации, но у них есть опыт, который можно и нужно предлагать российским клиентам», — отмечает Евгений Минеев.

Еще один риск

Представитель «Рексофта» указывает еще на один «большой риск у всех групп ИТ-компаний»: «ИТ — это обслуживающая отрасль, а российский бизнес сейчас находится в ситуации неопределенности. В таких условиях решения о внедрениях, замене ПО или выделении бюджетов принимаются небыстро. Им предшествуют периоды пресейла, пилотов, переговоров. Все это требует времени. Основные же бизнес-расходы ИТ-компаний — это зарплаты сотрудникам, которые надо платить ежемесячно. Люди ждать не могут».

«Решающим становится именно запас прочности ИТ-компаний, их умение найти ниши для развития, генерирующие доход, необходимый для покрытия ФОТ», — добавляет он.

Выход на новые рынки

Что касается оптимальных сценариев развития петербургской IT-индустрии, то опрошенные РБК Петербург участники рынка рисуют их по-разному. Татьяна Кузнецова, руководитель одного из направлений продуктовой компании НТЦ АРГУС, утверждает, что у компании есть собственные разработки софтверных продуктов, которые могут заменить иностранные аналоги. В тоже время она ожидает прихода конкурентов — вендоров из Китая и Индии. «Мы уже видим, что такое происходит, к примеру, в ряду производителей оборудования для вибрационой диагностики, где есть и софтверная и «железная» часть. Но нас это не страшит — отношение к российскому ПО постепенно меняется в позитивную сторону — бизнес наконец-то «распробовал» отечественные решения, которые за последние годы стали ничуть не хуже иностранных аналогов», — уверяет Татьяна Кузнецова.

Определенную страховку от неприятностей представители отрасли видят в диверсификации производства. «Рексофт», например, уже несколько лет ориентирован не на чистую разработку ПО, а на оказание комплексных услуг. Мы представляем собой сервисную компанию нового типа, способную решить задачи от разработки стратегии, в том числе бизнес-стратегии, до внедрения нужного заказчику решения в рамках «одного окна», — говорит Евгений Минеев.

По словам Валентина Макарова, сохранился даже экспорт сервисных услуг. «Целый ряд компаний продолжает работать на иностранных заказчиков, — утверждает он. — Они используют две возможности. Одна — переход на рынки дружественных стран. Вторая — регистрация своих подразделений (или совместных предприятий) в таких странах и работа уже от их имени на заказчиков из недружественных стран. В результате они фактически остаются на рынках США и Европы».

Что касается оптимальных сценариев развития петербургской IT-отрасли, то, по мнению Валентина Макарова, теоретически она способна производить конкурентоспособные продукты, но чтобы такое производство было эффективным, «необходимо нацеливаться на больший, чем российский, рынок, который составляет около 1% от мирового». В нынешних условиях эксперт видит перспективы на рынках стран БРИКС+. «Но серьезный выход на эти рынки невозможен без государственной поддержки», — замечает глава «Руссофта».

Повтор публикации от 06.10.2022

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом