Музейщики "потчуют" петербуржцев красной икрой и цыплятами
Выставка "Поваренная книга Русского музея", открывшаяся в Санкт-Петербурге, в буквальном смысле приглашает к обеду. Как пишет сегодня РБК daily, "перед употреблением пищи ее надо непременно сфотографировать и выложить в Instagram" - такой рецепт мог бы стать логичным эпилогом выставки, затеянной Государственным Русским музеем (ГРМ).
Выставка представляет более трех сотен работ из коллекции ГРМ и частных собраний. От керамических пельменей, цыплят из автомобильной резины, икры красной из текстиля, яичницы из папье-маше до бычков в томате из бревен, хлеба из стали (столь вольно трактуется гастрономическая тема современными мастерами). От самоваров, царских сервизов XVIII века до лубочных картинок XIX века, торговых вывесок, меню парадных обедов Аполлинария Васнецова. От фоторепортажей Карла Буллы до полотен Рябушкина, Вишнякова, Кустодиева, Репина, Кончаловского, Петрова-Водкина, Машкова, Пластова.
Формат экспозиции "Поваренная книга, или Приглашение к обеду" популярен у публики, как и прочие проекты, в произвольном порядке составляющие художественные высказывания на заданную тему. Да и тема не нова: культ чревоугодия сквозь призму веков - зрителю предложен экскурс по застольной истории Отечества. Кураторский ход весьма добродушный, заключающийся в изображении пищи как художественного явления, истории русской кухни, ритуалов, инструментов и сервировки.
Известно, что в России хорошо поесть любили всегда, неважно, цари, купцы, мещане или интеллигенты. А живописцы этому удовольствию из разряда плотских задавали иную высоту, яркими и сочными красками выставляя снедь и напитки в качестве символа жизнелюбия, творческой рефлексии или же как инструмент застольного урегулирования деловых вопросов. Мельчайшие исторические и этнографические подробности пирушек, пышных празднеств, сценок в трактирах, юбилейных обедов, масляных гуляний воссоздают быт и атмосферу эпохи. Для пущей убедительности художественная часть дополнена развешенными там и сям оригинальными рецептами сбитня, каши гурьевской, стерляжьей ухи, блинов, медовиков, кулебяк.
Экспозиция выстроена не хронологически, но тематически. Вещи сгруппированы по секциям, практически как в супермаркете: "мясо", "рыба", "колбасы", "яйца", "овощи", "сладости". Неудивительно, что по соседству с инсталляцией Татьяны Назаренко оказался натюрморт Александра Шевченко, над серией Виты Буйвид «Улики» красуется плакат Владимира Маяковского "Трехгорное пиво. Моссельпром". "Купчиха за чаем" Бориса Кустодиева ничуть не противоречит арбузным ломтям, вырубленным из куска древесины Марией Арендт, а "Праздничный стол" Аристарха Лентулова неплохо даже срифмовался с композицией молодого живописца Антона Тотибадзе "Только не забудь потом убрать за собой", с фотографической, "инстаграмной" убедительностью смакующего знаки современной вкусной и здоровой пищи.