Санкт-Петербург и область, 09 дек 2015, 17:08

Фонд Сокурова: Голливуда у нас не будет еще очень долго

В интервью РБК Петербург президент фонда «Александр» Алексей Неймышев рассказал, почему не удается построить бизнес на российском кино и как государство могло бы повлиять на ситуацию в киноиндустрии
Читать в полной версии
(Фото: Из личного архива)

«Наша экономика, наш бизнес практически не помогает развитию кинематографа, — посетовал режиссер Александр Сокуров, лауреат премии РБК Петербург 2015, в номинации «Гражданин года», выступая на церемонии награждения в Петербурге. — А ведь цель существования государства и его составных частей, в том числе экономики и бизнеса, — сохранение человеческого облика народа». Как позднее заметил президент созданного А.Сокуровым фонда поддержки культуры, искусства и образования «Александр» Алексей Неймышев, государство в сфере кинематографа плохо справляется не только с гуманитарными, но и с сугубо коммерческими задачами. В интервью корреспонденту РБК Петербург А.Неймышев объяснил, почему бизнес не хочет «заниматься сохранением человеческого облика» россиян и как государство могло бы повлиять на ситуацию в киноиндустрии.

ГОЛЛИВУД НЕ ВИНОВАТ

— Грядущий 2016 год президент Владимир Путин объявил годом российского кино. Между тем ни одна из отечественных картин в 2015 году не попала в десятку лидеров проката. Чем можно объяснить такой неуспех?

— У меня встречный вопрос: когда российское кино постсоветской эпохи добивалось большого коммерческого успеха? Мне лично пока не ясно, каким образом государство рассчитывает на возврат вкладываемых в кино денег — или кино финансируется на безвозмездной основе? Четкого механизма не существует.

— Показательно, что самыми провальными в прокате оказались как раз те картины, которые снимались при поддержке Минкультуры. Виноватыми в этом объявили Голливуд и российские кинотеатры. На ваш взгляд, проблема в том, что отечественное кино мало показывают, или в том, что его не хотят смотреть?

— Голливуд, конечно, не виноват в том, что российский зритель имеет определенные вкусы в части визуального продукта. Если говорить о российском кино, то я считаю, что у нас есть талантливые продюсеры, которые способны сделать качественный кино-продукт. И есть патриотическое кино, где деньги вкладываются не для получения прибыли.

— Патриотическое кино российский зритель не очень охотно смотрит. Как вы относитесь к идее заставить кинотеатры отводить часть экранного времени отечественным лентам?

— Кинотеатр — это прежде всего коммерческое предприятие, и его задача — возврат вложенных инвестиций. Если мы говорим про кинотеатры советских времён и 90-х, там другие вложения были и задачи иные. К тому же каждый кинотеатр один день в неделю показывает кино за 100 рублей. Это бывают и зарубежные, и отечественные фильмы. Правда, их показывают в такое время, когда зрителей мало. А в прайм-тайм, с 19 до 23 часов, они показывают фильмы, которые обеспечивают возврат инвестиций. Ведь у кинотеатров на два года вперед уже подписаны договоры с мировыми дистрибьюторами по премьерам мирового масштаба. И если их заставлять показывать кино, которое не пользуется спросом, они разорятся.

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА

— Так где же показывать отечественное кино, если оно не обеспечивает кинотеатрам прибыли?

— Нужно восстанавливать старые, еще советские кинотеатры и показывать там отечественное кино. Мне и самому чиновники предлагали взять в управление такой кинотеатр на окраине города. Я не взял.

— Почему?

— Чтобы восстановить здание начала XX века в тяжелом, полностью разрушенном состоянии, нужно вложить не менее 8-12 млн евро. И только для того, чтобы кинотеатр просто ожил. К тому же, здание предлагают не в собственность, а в аренду на пять лет с правом преимущественного продления аренды. И еще одно обстоятельство — ряд зданий в Петербурге и области признаны объектами культурного наследия и находятся под охраной КГИОП, что влечет за собой еще ряд сложнейших документальных вопросов и других технических проблем. Без государственной поддержки их не решить. Сейчас появилось много других, тематических, культурных пространств для молодежи с возможностью кинопоказов, площадок немало, а вот что там показывать и как привлекать народ — это работа для профессионалов.

— То есть опять мы приходим к тому, что миссия культурного-патриотического просвещения не стыкуется с бизнес-задачами?

— Без государственной поддержки — именно так. Проблему частично можно было бы решить, если бы государство взяло на себя задачу документооборота и актов сдачи по восстановлению таких кинотеатров. Плюс государство должно разработать четкие правила и регламент по взаимодействию с бизнесом, по возможному привлечению и возврату инвестиций. В Москве, кстати, есть удачные проекты такого рода. Например, кинозал на 150 мест в Центре фотографии и мультимедиа у Ольги Свибловой. Другой пример — восстановление Центра документального кино на Садовом кольце. Уверен — мы тоже в состоянии создать подобное в Санкт-Петербурге.

«НА ФИГ МЫ СЮДА ПРИШЛИ?»

— Ну хорошо — кинотеатры восстановить можно. Но как заставить людей туда ходить?

— Естественно, силой народ на отечественное кино не затащишь. Можно обратить внимание на практику некоторых стран Ближнего востока — Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иран — и Азербайджана. Они занимаются подготовкой кадров в сфере менеджмента кино (и не только кино), отправляют людей учиться в западные школы за счёт государства на условиях контракта: возврата их на родину, где они должны отработать вложенное минимум от 5-10 лет. И это дает свой результат: заполняемость кинозалов увеличилась и при показах национального кино в этих странах сегодня достигает 50-60%. Это немало.

— Иными словами, проблема в продвижении, а не в самом кино?

— Проблема в подходе. И в мотивации людей, которые этим занимаются. Готов ли директор какого-нибудь кинотеатра в провинции заниматься продвижением отечественного кино с заработной платой 12-15 тыс. рублей в месяц — это большой вопрос. Я знаю, что даже для большого кинотеатра в провинции такая зарплата — норма. И хотел отметить, что в регионах есть очень профессиональные люди с большим сердцем, которые отдаются своему делу на 100%, я встречаюсь с такими людьми и энтузиазма и энергии им не занимать...

— Вы говорите о том, что государство, по сути, должно создать некую параллельно действующую киноиндустрию, которая будет заниматься культурно-патриотическим воспитанием. Но где же российский кинобизнес? Когда у нас будет свой Голливуд?

— Вы знаете, у меня есть внутреннее ощущение, что кинобизнеса в России пока нет. И Голливуда у нас не будет еще очень долго. Голивуд — это огромная индустрия национального масштаба в США, в стране, не побоюсь сказать, с лучшей экономикой в мире! Коммерчески успешные проекты у нас в основном на телевидении, различные сериалы и ток-шоу. Но я сомневаюсь, что зритель был бы готов платить за контент подобного качества. Есть и другая проблема. В кинотеатрах я нередко слышу реплики зрителей: «На фиг мы сюда пришли?» У нас пропала культура посещения кинотеатров, потому что посещение кино перестало быть событием. Продюсеры, режиссеры, дистрибьюторы перестали по-настоящему рисковать — они себе этого не позволяют. Из этих трех звеньев — замысел, производство, прокат — одно обязательно сработает на «обнуление» риска. А без риска ничего существенного не получится.

— Фонд «Александр» занимается привлечением инвестиций на создание кино. Для вас это бизнес или чистая благотворительность?

— Коммерческая прибыль не является нашей основной задачей. Это прежде всего реставрация кинонаследия и работа с документальными кинолентами. Филантропия — да! Но в минус мы не уходим.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса