Власти Петербурга дали авиакомпании «Россия» второй шанс
Авиакомпания «Россия» исключена из программы приватизации петербургских предприятий на 2020 год. Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника в Смольном, перевозчик заявил о перспективах развития базовой авиакомпании Пулково и изменении дивидендной политики.
О том, что правительство Петербурга намерено продать принадлежащие ему 25% плюс одна акция авиакомпании «России», РБК Петербург сообщал в августе этого года. На тот момент общая стоимость активов авиакомпании составляла 7,3 млрд руб. А значит, город мог выручить от продажи своего пакета 1,84 млрд руб. Как отмечалось в пояснительной записке к соответствующему постановлению правительства, продажа обусловлена двумя фактами: город не может влиять на работу компаний, в которых не владеет контрольным пакетом акций; продажа активов принесет дополнительные доходы в бюджет.
Тогда же эксперты говорили РБК Петербург, что в период невысокой динамики российской экономики и не слишком благоприятного инвестиционного климата найти рыночного покупателя на такой актив будет сложно. Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев предполагал, что если этот актив в итоге будет продан, то это будет договорная сделка, и долю выкупит заранее назначенный инвестор. Например, тот же «Аэрофлот», «ВЭБ», или другая госкорпорация, зависимая от государства.
По данным «Коммерсанта», «Аэрофлот» был готов выкупить блокпакет у города, но цена была бы намного ниже 1,84 млрд руб. В итоге Смольный отказался от объявленных намерений.
В «Аэрофлоте» на запрос журналистов не ответили. В «России» отказались от комментариев. Вице-губернатор Евгений Елин также не стал комментировать перспективы выплат. Однако, он заметил, что авиакомпания должна представить долгосрочную программу развития, ключевым событием в которой чиновники ожидают увидеть увеличение количества базирующихся воздушных судов. Он не исключает возврат к теме продажи блокпакета, если намерения не будут выполнены.
Издание сообщает, что по итогам 2018 года авиаотрасль в России завершила период с рекордным убытком 70 млрд руб., после первого полугодия 2019 года убыток составил 51,9 млрд руб. Но, по мнению гендиректора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в среднесрочной перспективе существует потенциал улучшения финансовых показателей и прибыльности авиакомпании, в таких условиях стоимость блокирующего пакета значительно вырастет и, возможно, на него появятся альтернативные «Аэрофлоту» претенденты.
«Россия»
Один из крупнейших авиаперевозчиков страны АО «Авиакомпания «Россия» входит в состав группы «Аэрофлот». По данным компании, в 2018 году она перевезла 11,1 млн пассажиров, и заняла третье место по пассажиропотоку в гражданской авиации РФ. По данным СПАРК, оборот авиакомпании в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос на 28,8%, до 114,5 млрд руб. Чистая прибыль за тот же период сократилась в 2,5 раза, до 1,65 млрд руб. Основной владелец компании — «Аэрофлот» (контролирует 75% минус одна акция).
По итогам 2018 года доля авиакомпании «Россия» в общем пассажиропотоке аэропорта Пулково составила около 30%, авиакомпания обслужила 5,4 млн пассажиров. Этим летом «Россия» выполняет рейсы из аэропорта Пулково по более чем 40 направлениям.