Санкт-Петербург и область, 10 фев 2015, 10:38

Административные барьеры в Ленобласти: кто тормозит?

Анализ причин затягивания сроков подключения объектов к электросетям в Ленобласти и получения разрешений на строительство показал, что обе эти процедуры очень плохо отрегулированы и фактически рассчитаны на ручное управление.
Читать в полной версии
Фото: loesk.ru

Вице-губернатор региона Дмитрий Ялов считает, что начать надо с решения 2-3 ключевых проблем в каждой процедуре. Все проблемы предполагается решить лишь к 2018 году.

Созданный в Ленобласти «Штаб по снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного климата» под руководством вице-губернатора Дмитрия Ялова на своем втором заседании в понедельник обсуждал результаты анализа причин затягивания сроков подключения объектов к электросетям и получения разрешений на строительство. Именно две эти темы были обозначены губернатором Ленобласти Александром Дрозденко как важнейшие, больше всего повлиявшие на снижение показателей региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, обнародованном на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в мае 2014 года.

Заявители виноваты сами?

Результаты анализа проблем в процедуре подключения к электросетям докладывала руководитель соответствующей рабочей группы, директор по капстроительству ОАО «ЛОЭСК» Алия Фистюлева. По ее словам, 80% проблем – те же, что и в других регионах России. Отставание Ленобласти обусловлено, как она считает, объективным фактором, которого нет у большинства других регионов. Он такой же, как и в Московской области – большие объемы строительства жилья и высокие темпы роста этих объемов, за которыми энергетики, надо полагать, не успевают.

Правда тут же, отчасти противореча самой себе, объявила, что заявители во многом сами виноваты в затягивании сроков, поскольку 39% из них, по ее данным, не исполняют в срок технические условия. «Сетевая компания построила сетевое хозяйство, а заявитель свою часть не сделал и сетевое хозяйство простаивает», - упрекает потребителей А.Фистюлева. Она призывает изменить методику расчета сроков подключения. «Если отсчитывать время подключения с момента выполнения заявителем техусловий, то сроки подключения окажутся гораздо меньше тех 256 дней, которые насчитали составители рейтинга», - уверена топ-менеджер ЛОЭСК.

Между тем давно известно, что главные проблемы заявителям создают не сетевые компании, а подрядчики, выполняющие работы, предписанные техусловиями, и сбытовые компании, месяцами, по словам предпринимателей, не подписывающими договоры поставки электроэнергии. Так, на круглом столе «Экономика малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге. Барьеры, налоги, финансирование: мифы и реальность» в рамках проекта РБК «Будущий Петербург» и предприниматели, и чиновники, и руководители ОАО «Ленэнерго» признали, что именно эти, второй и третий этапы процедуры подключения, ответственны за 90% временных и финансовых затрат в процедуре присоединения к электросетям.

В свете этого обстоятельства непонятно, почему руководителем рабочей группы по проблемам подключения назначили представителя сетевой компании. В результате вместо анализа главных проблем заявителей (с подрядчиками и сбытовиками) А.Фистюлева говорила, в основном, о проблемах сетевых компаний. Впрочем, судя по ее объяснениям причин задержек строительства сетевых объектов, этот фактор вносит значительную лепту в увеличение сроков подключения потребителей к электросетям.

Потребители недоплачивают

Об этих проблемах на упомянутом круглом столе РБК Петербург говорили и руководители «Ленэнерго». Как и их, ЛОЭСК мучают потребители, не использующие заявленную мощность. А.Фистюлева сообщила, что только у одной ЛОЭСК простаивает оборудование, в которое за четыре последних года инвестировано более 700 млн рублей. Из 200 мВт присоединенной мощности фактически используется только 30% - бытовые потребители берут только половину заявленного, а промышленность - и вовсе около четверти. Причину А.Фистюлева знает – дома заселяются постепенно и полностью выбирают заявленную мощность примерно через 2 – 3 года. «В результате сети не загружены», - жалуется она. Видимо, незагруженная сеть не приносит доходов (за транспортировку электроэнергии), с которых можно возвращать инвестиции. При этом юридически никаких претензий застройщикам ЛОЭСК предъявить не может, поскольку законодательство этого не предусматривает. А.Фистюлева предлагает властям Ленобласти выступить с инициативой внесения поправок в федеральное законодательство для усиления ответственности потребителей. Судя по ее словам, она хочет, чтобы жилые дома в период заселения платили «по сечению кабеля», как безучетные потребители. Также платить за всю заявленную мощность должна, по ее мнению, и промышленность. Этот вопрос, кстати, сейчас обсуждается в правительстве РФ.

Также большие проблемы сетевикам создают многочисленные льготники, к числу которых топ-менеджер ЛОЭСК относит и потребителей мощности менее 150 кВт, которые уже сейчас, по постановлению правительства РФ, оплачивают только половину затрат сетевиков на сетевое оборудование, а с 2017 года не будут платить вовсе. Кстати, такая льгота, по мнению А.Фистюлевой, повысит соблазн завышать заявляемую мощность.

Несогласованность планов

Главная проблема сетевиков – получение разрешительной документации на строительство объектов сетевого хозяйства. Средний срок всего комплекса мероприятий, по информации ЛОЭСК – от 480 до 855 дней. Заметим, что он значительно превышает срок присоединения потребителей к электросетям (256 дней), а значит, не учитывается при вычислении последнего. Как в таком случае сетевики ухитряются выполнять свою часть работ по созданию сетевой инфраструктуры быстрее заявителей, остается непонятным. Впрочем, это возможно, если сетевые компании создают инфраструктуру заблаговременно, не дожидаясь заявок застройщиков.

Но в таком случае не вполне ясна претензия А.Фистюлевой к муниципалам, которые, по ее словам, не согласовывают с энергетиками свои планы по застройке территорий. «Многие муниципальные образования утверждали проекты планировки и межевания без участия сетевой компании, не запрашивая данные по схемам развития сетей. И по итогу мы имеем утвержденные проекты планировки территорий, на которых сетей либо вообще нет, либо они нанесены так, что строить по ним невозможно», - утверждает она. По ее словам, только два муниципалитета приглашают сетевиков на свои заседания.

Упрекает А.Фистюлева и бизнес: «Мы не имеем планов бизнеса по застройке той или иной территории и не можем предвидеть, какие мероприятия необходимо выполнить, чтобы они были внесены в инвестиционную программу, которая утверждается на 5 лет вперед». При обращении бизнеса сетевая компания обязана выдать договор, технические условия и соответственно скорректировать инвестпрограмму. «Но это не сделать ни за месяц, ни за два, - утверждает она. – В результате срок исполнения мероприятия уже не менее года, потому что корректировка пойдет уже на следующий год».

А.Фистюлева считает необходимым устранить эту несогласованность и синхронизировать планы бизнеса и муниципалитетов с инвестпрограммами сетевых компаний. Это ускорит их реализацию и, соответственно, сроки выполнения заявок по строительству инфраструктуры.

Начать с себя

В то же время претензии А.Фистюлевой к длительности сроков получения разрешительной документации на строительство, похоже, вполне обоснованы и мучают также и застройщиков. А наверно и подрядчиков, по этой же причине медленно выполняющих работы, предписанные техусловиями. При этом, по ее словам, на строительство сетей уходит всего три месяца.

Помимо общих проблем для всех застройщиков, сетевики имеют специфические. Топ-менеджер ЛОЭСК считает, что необходимо установить единый регламент для предоставления земельных участков под электросетевую инфраструктуру (и вообще – под любые линейные объекты). Сейчас, по ее словам, у каждого муниципалитета свой регламент, что очень неудобно для застройщиков. Также сильно тормозят выделение земли под сети Водный и Лесной кодексы. «По Лесному кодексу перевод земель под линейные объекты занимает год», - утверждает А.Фистюлева.

Руководитель штаба вице-губернатор Дмитрий Ялов, заметив, что сетовать на льготников бесполезно, а изменить федеральное законодательство можно только «точечно», да и займет много времени, предложил рабочей группе А.Фистюлевой направить основные усилия на совершенствование процедур в самих сетевых, а также сбытовых компаниях. «Почему заключение договора энергоснабжения при полностью готовых документах занимает целый месяц?, - обозначил он внутренний резерв сбытовых компаний. Представитель ЛОЭСК сообщила, что конструктивное взаимодействие сетевых компаний со сбытовыми налаживается.

Строительные проблемы

Что касается строительных проблем, которые мучают и заявителей по подключениям, и застройщиков, то тут ситуация гораздо сложнее. «Практически всю систему надо менять», - категорично выразился Д.Ялов. Мелкие изменения вряд ли помогут. Больше всего времени уходит на подготовку документов, утверждал основной докладчик, координатор рабочей группы штаба по строительству, председатель Облстройнадзора Михаил Москвин. При этом из 134 процедур согласования, предусмотренных федеральным законодательством, по мнению главы рабочей группы, гендиректора ООО «ЛСР «Управляющая компания» Александра Вахмистрова, упразднить можно очень немногие. «Каждая имеет какой-то смысл», - считает он и предлагает совершенствовать их исполнение, например, активнее внедрять электронный документооборот, а также объединять несколько процедур в одну.

По словам М.Москвина, это и так делается – уже неделю положительное заключение экспертизы выдается одновременно с разрешением на строительство. Планируется также объединить выдачу заключения о соответствии построенного объекта с разрешением на ввод его в эксплуатацию. Подготовку всех этих документов скоро можно будет отследить на сайте Облстройнадзора. К тому же, принят областной закон, согласно которому целый ряд объектов освобожден от получения разрешения на строительство: относящихся к отдыху и рекреации, линейные объекты (водопроводы, тепловые и электрические сети, газопроводы низкого давления и т.д.). Остается главный вопрос – оформление документов землепользования на муниципальном уровне. «На него надо направить основные усилия», - уверен М.Москвин.

В июне 2015 года на очередном ПЭФе АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» обнародует очередной рейтинг и Ленобласть хочет занять в нем более высокое место, чем в прошлом году. Решить все проблемы даже по рассмотренным двум темам, как признал Д.Ялов, к этому сроку не удастся (запланировано лишь к 2018 году), так что для заметного продвижения надо сконцентрироваться на 2-3 главных, считает вице-губернатор. По этой причине он отверг предложение одного из членов Штаба заняться проблемами подключения к газовым сетям, которое также затягивается для многоквартирного дома в среднем на целых 22 месяца (при том, что строительно-монтажные работы здесь также погоды не делают – занимают в среднем 3 месяца).

Результаты анализа проблем в обеих сферах лягут в основу дорожных карт «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» и «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Как сообщил Д.Ялов, через неделю дорожные карты по обоим направлениям будут подписаны и размещены в интернете. А на следующем заседании штаба общественности доложат о первых результатах их реализации.

Владимир Грязневич

Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist