Автодилеры объяснили резкое изменение спроса на «китайцев»
К началу 2024 года на петербургском авторынке наметился новый тренд. Резкое падение продаж автомобилей китайских брендов, которые показывали рост в 2022-2023 гг., вынудило дилеров значительно снизить цены. В результате на рынке серьезно обострилась конкуренция между «китайцами» и привычными для россиян брендами авто. РБК Петербург узнал, как сложившаяся ситуация отразится на покупателе.
Рост цен снизил спрос
Несмотря на то, что спрос на китайские машины в целом за 2023 год показал значительный рост (по оценкам «Авито», популярность новых китайских автомобилей по сравнению с 2022 годом увеличилась на 286%), в конце 2023 года он начал падать, сообщили сразу несколько игроков рынка. По словам гендиректора ГК «Аларм-Моторс» Романа Слуцкого, продажи некоторых брендов просели на 10-30%. О том, что предложение новых автомобилей превысило спрос, говорит и директор по маркетингу ГК «Максимум» Максим Александров.
Главная причина — стремительный рост цен. По данным директора дилерских центров «Рольф Автопрайм», «Рольф Лахта», «Рольф Полюстрово» Евгения Вяткина, средневзвешенная цена на новый автомобиль в декабре 2023 года превысила отметку 3 млн руб., что на 23% больше показателя 2022 года. Причем подорожали не только «китайцы». Средняя стоимость авто с пробегом также выросла на 16% к 2022 году и впервые в истории России пробила психологический барьер в 1 млн руб.
Генеральный директор автоцентра «Истком» (официальный дистрибьютор Changan KYC) Нонна Шалина говорит, что на цены оказало влияние повышение утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные в страну после 1 августа 2023 года. В среднем ставка выросла в 1,7-3,7 раза, что, по ее словам, увеличило цены на 300-400 тыс. руб.
Второй фактор, оказавший влияние на рост цен, — увеличение ставки Центробанка до 15%, которое повлекло рост процентных ставок по автомобильным кредитам до 40%. И если эффект нового тарифа утильсбора «уже отыгран», то ставка ЦБ еще долго будет влиять на рынок. «Очевидно, что в условиях текущего уровня ключевой ставки ЦБ авторынок в первом квартале 2024 года будет вынужден сильно притормозить в объемах по сравнению продажами второго полугодия 2023 года», — говорит Роман Слуцкий.
Кроме того, на ценах сказалась подорожавшая логистика и нестабильность рубля, констатируют эксперты.
Склады для китайских машин
Падение спроса и затоваривание рынка в конце 2023 года привело к тому, что существующих складов для хранения машин оказалось недостаточно, из-за чего дистрибьюторы стали открывать новые. Так, в конце декабря пресс-служба стивидорного холдинга Global Ports сообщила, что китайский бренд GAC начнет использовать логистический парк «Янино» как перевалочный склад для своих легковых автомобилей. Согласно данным пресс-службы, в стоке может поместиться не менее 3 тыс. автомобилей бренда.
«Когда машина в дефиците, дистрибьютор не делает больших логистических складов — он старается все пришедшие машины тут же распределить по дилерам. Но за последние несколько месяцев объем реализации китайских автомобилей, даже таких раскрученных на российском рынке, как Chery, Geely, Haval, упал. Это говорит о том, что на рынке в связи со сложностями кредитования есть проблемы с реализацией автомобилей и, соответственно, накопление товарных остатков, поэтому дистрибьютор вынужден создавать большие логистические склады», — говорит Нонна Шалина.
Скидки подстегнули продажи
Часть игроков рынка решила подстегнуть продажи. «Некоторые из дистрибьютеров в условиях вялого спроса и значительных объемов запасов товарных автомобилей существенно снизили цены и увеличили расходы на рекламу. Например, Haval, Chery, Changan», — рассказал Роман Слуцкий. В январе дилеры китайских брендов официально объявили скидки до 1 млн руб. Стоимость новых «китайцев», по данным Нонны Шалиной, снизилась в среднем на 15%.
Эти меры оказались эффективными. Еще в начале 2024 года, по ее словам, дилеры продавали автомобили «практически в минус», чтобы уменьшить запасы на складах. Сейчас же, согласно данным эксперта, тенденция на снижение спроса, которая прослеживалась в последнем квартале 2023 года, остановлена за счет январских скидок.
Конкуренция с известными брендами
Кроме того, количество «свежих» автомобилей, предлагаемых на вторичном рынке, постепенно сокращается, за счет чего часть спроса переходит в салоны, где как раз преобладают «китайцы», говорит автоэксперт Денис Гаврилов. Скидки сделали эти машины более конкурентоспособными.
С одной стороны, покупатели по-прежнему больше доверяют знакомым брендам, которые можно безболезненно купить без кредитов — в их числе европейские модели, которым более 10 лет, и российская Lada. С другой, как заметил Евгений Вяткин, из-за повышенной доступности и агрессивной ценовой политики китайских брендов Chery, Haval, Geely, Changan, Exeed и Omoda, автомобили известных брендов с пробегом уже потеряли 10% спроса. «На этом фоне новые автомобили подешевели, а интерес покупателей к б/у вариантам снизился», — добавляет директор по маркетингу ГК «Максимум» Максим Александров.
Таким образом китайские бренды постепенно покоряют рынок. По мнению Дениса Гаврилова, по окончанию зимнего сезона наименее популярные производители, могут уйти из страны или сократить количество представляемых моделей; но те, которые смогут пережить зиму, окончательно закрепятся на рынке. Что касается цен на китайские машины, то, по прогнозам Нонны Шалиной, в ближайшие месяцы продажи стабилизируются — и цены вернутся к доскидочному периоду.
Продажи автомобилей в 2023 году
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», за прошлый год в городе было реализовано более 70,8 тыс. новых автомобилей, что на 70,1% больше, чем в 2022 году. При этом на рынке легковых машин с пробегом годовой рост составил 8,6%, объем продаж за 2023 год достиг 212 тыс. автомобилей.
В топ-5 самых продаваемых марок на вторичном рынке Петербурга вошли Lada, Volkswagen, BMW, Kia и Hyundai. Среди новых автомобилей самой популярным по итогам прошедшего года стал китайский бренд Chery. В первую пятерку также попали Haval, Geely, Lada и Exeed.
Повтор публикации от 06.02.2024