Латвия не может отказаться от Rail Baltica, несмотря на мнение местных жителей
Как заявила премьер-министр страны Лаймдота Страуюма, возмущение местных жителей, которые выступают против проекта, не изменит решение властей. Ведь согласно проведенному опросу, 94% жителей Латвии одобряют Rail Baltica, передает ее слова Delfi.
При этом владельцам земель, которых непосредственно затронет этот проект, необходимы адекватные компенсации, уточняет BNS позицию главы латвийского правительства. “Мы не можем сказать "Теперь через ваш дом пройдет железная дорога, делайте, что хотите". Нужны компенсации, чтобы люди могли найти себе равноценное жилье", - отметила Л.Страуюма.
Проект Rail Baltica стартовал 14 лет назад - тогда министры сообщений стран Балтии подписали договор о создании магистрали, которая бы соединила Берлин и Таллин по маршруту Берлин - Познань - Варшава - Каунас - Рига - Таллин. Дело в том, что сейчас прямого пассажирского сообщения между странами Балтии нет, а дорога, соединяющая ее с другими странами Евросоюза, технически устарела (ширина ее колеи составляет 1520 мм, в Европе - 1435 мм). Из-за этого на границе между Литвой и Польшей на каждом поезде проводится замена колесных пар (от 40 минут до двух часов).
Поэтому Rail Baltica предусматривает прокладку железнодорожной магистрали европейского стандарта - шириной 1435 мм. Расходы Латвии по проекту составят 1,27 млрд евро, а в целом для стран Балтии он будет стоить 3,68 млрд евро. Софинансирование Европейской комиссии может составить 85% от общей стоимости проекта. Реализовать проект планируется к 2025 году, а уже в 2030 году по магистрали планируется перевозить ежегодно 5 млн пассажиров и 13 млн т грузов. По Rail Baltica поезда из Таллина будут долетать до границы с Польшей за 4 часа.
Латвийские власти относятся к проекту весьма серьезно. Бывший вице-президент Еврокомиссии (ЕК) по транспорту Сийм Каллас ранее говорил: «Проект Rail Baltica является грандиозным планом, его реализация это вопрос престижа для стран Балтии. Если он не осуществится, то все станут считать нас просто пигмеями».
Однако у проекта нашлось немало противников в Латвии. Дело в том, что ширина дороги, включая зону безопасности, составляет 300 метров. Она пройдет по наделам, которые принадлежат 2 тыс. землевладельцев. При этом придется снести от трех до семи домов, еще около 200 домов окажутся на этой самой 300-метровой полосе или прямо около нее, сообщает Delfi. Согласно разъяснению министерства сообщений, компенсацию жители домов смогут получить исходя из рыночной стоимости земли и упущенной выгоды землевладельца.
Самоуправления, по территориям которых пройдет железнодорожное полотно, выступают резко против проекта. Некоторые из них, в лучшем случае, находятся в раздумьях. В частности, проект Rail Baltica не устраивает жителей волости Марупе. Дело в том, что железная дорога разделит волость на две части. При этом на весь край предусмотрен только один переезд. Прямые убытки, по мнению местных властей, будут исчисляться десятками миллионов евро.
Население Бабите, в свою очередь, возмущено тем, что грузовые поезда будут проходить прямо через густонаселенный поселок, природный парк и кладбище. К тому же их возмущает то, что все предложенные варианты реализации проекта были разработаны без учета мнения самоуправлений и их жителей. Плюсов проекта не видит и самоуправление Кекавы, и Ропажи, Гаркалне и др.
Роман Кизыма