Санкт-Петербург и область, 10 мар 2016, 10:31

Накрутки по-советски: Петербург опередил Хельсинки по росту тарифов

Читать в полной версии
(Фото: gov.spb.ru)

На фоне усугубляющейся нехватки средств в бюджете и приближающихся выборов в Законодательное собрание Петербурга и Госдуму РФ Смольный решил всерьез заняться анализом тарифной политики местных энергетиков. Как сообщил на коллегии комитета по тарифам Петербурга вице-губернатор Игорь Албин, комитет провел детальный анализ затрат монополистов в 2014 году, изучил методику составления их инвестиционных программ и сравнил нынешние тарифы Петербурга с аналогичными в других городах и странах. Изучение затрат монополистов в 2014 году, в том числе, по их инвестпрограммам, привело чиновников к неутешительным выводам.

«Суверенные» тарифы

Тарифы на электроэнергию для бизнеса и промышленников в Петербурге выше, чем в Хельсинки. И это даже при нынешнем, упавшем, рубле. Недоумение по этому поводу одного из участников заседания коллегии председатель комитета по тарифам Дмитрий Коптин разъяснил двумя аргументами. Во-первых, в Финляндии очень развита дешевая гидрогенерация. Вторую причину он сформулировал так: «Более 60% необходимой электроэнергии приобретается на оптовом рынке, где она [цена — ред.] не очень прозрачна для потребителей. Мы оплачиваем неэффективные мощности в электроэнергетике». Правда, как выяснилось в ходе заседания, свою долю низкой эффективности добавляют и петербургские сетевые компании, как, впрочем, и другие городские монополисты.

Главной заслугой Смольного в тарифной сфере курирующий вице-губернатор Игорь Албин назвал то, что удалось сдержать рост тарифов на 2016 год и умерить аппетиты монополистов по бюджетным субсидиям. Как известно, власти не утвердили ни один из тарифов в тех размерах, которые запрашивали монополисты. Тарифы были установлены ниже на десятки процентов, а некоторых случаях — в разы. Например, «Ленэнерго» вместо запрашиваемых 30% роста для юридических лиц получило лишь 10% (тариф для населения вырастет с 1 июля еще меньше — на 7,5%).

В результате, как сообщил Д.Коптин, петербургские тарифы по большей части соответствуют среднему уровню по регионам РФ, а в некоторых случаях даже ниже. Например, горячая вода для граждан у нас на 64% дешевле, чем в Москве и даже на 23% дешевле, чем в Ленобласти. Зато электроэнергия жителям города обходится дороже, чем населению области. Но в Москве она на 20% дороже, чем в Петербурге. И это при том, что у «Мосэнерго» нет таких проблем, как у «Ленэнерго».

Тем не менее, ради спасения энергомонополиста Смольный не стал чрезмерно напрягать даже городской бизнес — хотя тарифы для юрлиц у нас, вопреки практике развитых стран, традиционно выше, чем для населения, но сильно их увеличивать власти сочли нецелесообразным. По словам Д.Коптина, ежегодный рост тарифов «Ленэнерго» для юрлиц в ближайшие годы не превысит 10%. «Наши тарифы соответствуют инвестпрограмме «Ленэнерго», которую утвердило Минэнерго, — сообщил Д.Коптин. — Необходимость отдавать долги прошлых лет также в тарифах учтена. Большая их часть покрывается из федерального бюджета». Впрочем, в 2015 году их поднимали трижды, в результате они выросли для промышленности на 35% (вдвое выше инфляции в 16%), а для малого и среднего непромышленного бизнеса — на 24%, в полтора раза превысив инфляцию. Правда, гендиректор петербургского Союза промышленников и предпринимателей Виктор Иванов заявил, что реальные затраты на электроэнергию у отдельных предприятий в 2015 году были гораздо выше этих цифр.

Нужда заставила

Что касается анализа тарифных запросов монополистов на покрытие их расходов, то, как сообщил И.Албин, у всех крупных монополистов найдены «экономически необоснованные» расходы (не подлежащие возмещению за счет тарифов). Больше всех «обидели» ГУП «Водоканал», до сих пор считавшееся самым респектабельным. У него нашли самый большой объем «необоснованных» расходов — почти на 3 млрд рублей. На втором месте — «Ленэнерго» с 2,6 млрд руб. «необоснованных» расходов. В результате, «Водоканалу» больше всех сократили тарифные запросы на 2016 год — на 10,7% (хотя теплоснабжающим организациям — всего на 6,3%, даже «Ленэнерго» — на 9,4%). Общая экономия населения и бизнеса из-за снижения тарифных запросов монополистов составит, по данным комитета по тарифам, около 13,5 млрд рублей. Правда, субсидий из городского бюджета монополистам выплатят еще больше — порядка 25 млрд руб. (точная сумма, по словам Д.Коптина, еще не определена).

По словам Д.Коптина, главным источником «необоснованных» расходов являются «накрутки» при расчетах капитальных вложений в инвестпрограммах монополистов. «Нормы и правила составления инвестпрограмм, сформировавшиеся в основном в советский период, позволяют обосновать любую цену», — констатировал И.Албин. В качестве примера применения такой, неадекватной, нормы он назвал создание новых источников (воды, тепла, электроэнергии) в отсутствии потребителей, даже потенциальных. «Мы уже сталкивались с ситуацией, когда ГУП «ТЭК», ГУП «Водоканал» планируют объекты капитальных вложений, по которым нет даже перспективы ввода в эксплуатацию их потребителей, — сообщил он. — Я таких объектов ликвидировал на [сумму — ред.] порядка 2 млрд рублей в течении 2015 года». «Мы должны поставить точку в истории с такими «памятниками», — убежден вице-губернатор. В «повышении качества капвложений через повышение качества инвестпрограмм» он видит «колоссальный резерв для региональной экономики». Правда, для этого надо модернизировать «советские» нормы и правила, а это — компетенция федеральных властей. «Мы сейчас готовим соответствующие предложения правительству России», — сообщил РБК Петербург Д.Коптин.

Нужен прогноз

Для повышения эффективности монополистов комитетам по тарифам и по энергетике следует, по мнению И.Албина, предпринять усилия еще по ряду направлений. В частности, обратить внимание на «обоснованность платы за технологическое присоединение по основным видам энергоресурсов». Необходимо также изменить амортизационную политику — для перехода от простого воспроизводства основных средств к расширенному, в том числе, через механизм инвестиционных программ. «Нужна иная методологическая основа амортизации», — уверен вице-губернатор.

Кроме того, следует составить обоснованный баланс производства и потребления энергоресурсов, для чего нужны их полноценные прогнозы. И эту работу следует синхронизировать с подготовкой нового Генплана Петербурга. При разработке отраслевых схем территориального планирования совершенно необходимо учитывать агломерацию, областные пригороды Петербурга, поскольку они в значительной степени потребляют энергоресурсы петербургских монополистов. «Этот очевидный тренд в вашей работе я не обнаружил», — предъявил претензию вице-губернатор своим подчиненным.

Другая его претензия была связана с плохим внедрением монополистами новых, инновационных технологий. «Очень важно разработать мероприятия по внедрению патентов через систему госзаказа, — уверен И.Албин. — Мы только в сфере энергетики нашли 174 патента, возможных к применению в сфере жизнеобеспечения города. Это же построение той самой, «умной», экономики, обеспечивающей наше конкурентное преимущество и предусмотренное Стратегией 2030».

Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем