Экономия вылетает петербуржцам в копеечку
В феврале текущего года повседневные расходы петербуржцев выросли на 1,7% относительно января. В разрезе года петербуржцы вообще показали примерный рост расходов на 17,3%. Такие данные приводит исследовательский холдинг «Ромир» на основе панели домашних хозяйств Romir Scan Panel. По словам экспертов, к увеличению расходов потребителей парадоксальным образом привела стратегия экономии.
Зов магазинов
В целом по стране ежедневные расходы россиян выросли на 4,1% по сравнению с январем, что заметно лучше показателя официальной месячной инфляции в 0,6%. В разрезе года февральские расходы россиян увеличились на 16,8%, что вдвое превышает накопленную с февраля прошлого года инфляцию в 8,1%. Москвичи, между тем, в феврале сократили свои расходы на 0,7%. И относительно февраля прошлого года их расходы увеличились всего на 7,1%.
Интересно, что в предыдущие годы Индекс потребительской активности в феврале вел себя по-разному. Так, в прошлом году он продолжил падение после новогоднего всплеска. А 2014 и 2013 году повседневные расходы в феврале показывали рост на 3-5% относительно предыдущего месяца.
Если говорить о реальных расходах россиян, т.е. очищенных от инфляции, то по итогам февраля ситуация немного улучшилась. Реальные траты в прошедшем феврале оказались ниже только результатов начала благополучного 2013 года. То есть многомесячная тенденция прошлого года, когда реальные расходы оказывались меньше даже показателей 2014 года, оказалась прерванной.
После экономного января, когда россияне в некоторой степени еще продолжали доедать предновогодние запасы, февраль опять позвал их в магазины. Более того, отрицательная динамика размеров среднего чека при общем росте расходов говорит о том, что покупатели опять начали ходить в магазины чаще. Обходя большее количество торговых точек, в каждой они находят какие-то товары по привлекательным ценам. И даже тратя меньше при каждой покупке, они таким образом увеличивают общие объемы затрат на повседневные товары.
Таким образом, стратегия экономии, выражающая в увеличении частоты походов в магазины при снижении среднего чека, привела не к экономии, а, наоборот, к увеличению расходов, полагают эксперты «Ромир». Такая тенденция была отмечена уже в прошлом году. Две трети домохозяйств, увеличившие частоту походов в магазины, при сокращении среднего чека на 4% в итоге получили общий рост затрат на повседневные товары на 21%.
Наибольший рост расходов за месяц показали представители низкодоходной группы +7,7%. Средний класс потратил в феврале на 5,8% больше, чем месяцем ранее. А вот высокодоходники в феврале свои расходы никак не изменили, потратив ровно столько же, сколько и в январе.
За год более чем на 19% расходы увеличились у низкодоходников и среднедоходников. А высокодоходники показали рост повседневных трат на 12%. В любом случае представители всех доходных групп показали рост расходов, превышающий накопленную инфляцию.
Конфеты с маргарином
Цены на потребительские товары в Петербурге тем временем продолжают расти. Накануне Петростат опубликовал статистику цен на продукты в петербургских магазинах за февраль 2016 года. Больше всего в прошлом месяце в городе подорожал маргарин — цена на него выросла на 13% по сравнению с январем. Цены на шоколадные конфеты выросли на 8,6%, на 7,5% подорожали полукопченые колбасы, на 5,8% — крупа, на 5,6% стала увеличилась цена на соленую сельдь.
Чуть меньше (на 4,5%) подорожала копченая рыба, на 2,8% — водка. Цены на муку выросли на 0,9%, на комбикорма — на 0,7%, на хлебобулочные изделия из пшеничной муки — на 0,2%.
Цены на молоко, хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки, печенье, а также безалкогольные напитки остались на уровне января.
Дешевле стала только соленая рыба (кроме сельди) (на 10%), пиво (на 3,3%), вареные колбасы (на 0,9%) и макароны (0,2%). В феврале также замечено снижение цен на средства по уходу за кожей, макияжа и защитные средства для кожи (на 9,4%) и сигареты (на 7,1%).