Русские беспилотники: мы в мировом тренде
Премьер Дмитрий Медведев поручил на днях своему заму Аркадию Дворковичу «проработать вопросы установления перечня объектов дорожно-транспортной инфраструктуры …, необходимых для обеспечения передвижения беспилотного транспорта». При этом, судя по тексту поручения (опубликовано на сайте правительства), имеется в виду как пассажирский, так и грузовой транспорт. В первую очередь инфраструктурой для беспилотников, согласно распоряжению премьера, должны быть оснащены крупные города и транспортные коридоры «Север — Юг» и «Запад — Восток». Петербург входит в обе названные категории — и как крупный город, и как узел транспортного коридора «Север — Юг».
Ситуация созрела
Шаг вполне своевременный. Мы разрабатываем системы управления для различных роботов, включая беспилотники, воздушные, морские и наземные, и общаемся с многими производителями беспилотников, поэтому видим, что ситуация созрела. Несколько компаний уже производят беспилотные автобусы — и не для научных исследований, а для конкретных заказчиков, собирающихся использовать их для реальных перевозок.
Как известно, в бюджете 2017 года правительство выделило около 900 млн руб. для субсидирования отечественных производителей городского электротранспорта и беспилотников. Производство комплектующих для электрического и беспилотного транспорта будет учтено в Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года.
Вопреки бытующему мнению, что массовые перевозки людей и грузов беспилотниками — дело далекого будущего, смею утверждать, что это будущее наступит гораздо быстрее, чем многие думают. Это как с мобильными телефонами — когда они появились, многие относились к ним как к экзотическим игрушкам, но не прошло и десяти лет, как такими телефонами стали пользоваться миллионы. И десять лет понадобилось не столько для совершенствования технологии, сколько для создания инфраструктуры. С беспилотниками — то же самое. Технологические проблемы беспилотного наземного транспорта в основном уже решены. Настало время его массового производства и создания инфраструктуры.
Умная инфраструктура
Чтобы беспилотные автобусы и грузовики (на первом этапе) стали массовым транспортом, помимо их серийного производства необходима соответствующая дорожная инфраструктура. Она включает, например, специальные датчики вдоль трассы для контроля за движением беспилотников. Они должны подавать специальные сигналы, чтобы робот-водитель лучше ориентировался на дороге и находил правильные решения при возможных сбоях.
Необходимо особое оборудование на заправках — у оператора АЗС должен быть особый электронный ключ, позволяющий заправить беспилотник топливом или электричеством, а также устранить возможную неисправность. Впрочем, помимо высокотехнологичного оборудования, нужно еще дороги привести в нормальное состояние — чтобы беспилотники не отвлекались на ямы и ухабы.
Чтобы максимально снизить риски, беспилотники должны ездить по выделенным полосам, причем, огражденным с двух сторон в местах возможного появления пешеходов и животных. Возможно, не на всем протяжении трассы, но в поселках и при подъездах к ним — обязательно. В мировом тренде
В мире беспилотный транспорт постепенно внедряется в жизнь — в первую очередь на хорошо контролируемых трассах, например, в метро. В Копенгагене, Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне некоторые поезда метро ездят без машинистов и там нет даже привычной кабины машиниста — пассажиры первого вагона могут наблюдать через лобовое стекло тоннель и бегущие под колесами рельсы. В США на одном из участков дороги в несколько десятков километров между штатами грузоперевозки осуществляются беспилотниками.
С городским транспортом сложнее. Тут еще не решена важная проблема — как должен себя вести робот-водитель в ситуации нестандартного форс-мажора. Например, когда столкновение неизбежно и нужно выбрать, в кого врезаться. Кроме того, еще не отрегулирован вопрос распределения юридической ответственности при ДТП с участием беспилотника.
Россия не слишком отстает от общемирового тренда, хотя у нас пока нет даже беспилотного метро (применяются автопилоты, но с присутствием машинистов). В мае этого года по Невскому проспекту ездил в тестовом режиме электрический беспилотный автобус «Матрешка» волжского завода «Волгобас». И все остались довольны. А на полигоне в Татарстане сейчас проводятся испытания беспилотных грузовиков «КамАЗ». Так что мы в мировом тренде.
Мнение эксперта может не совпадать с мнением редакции.