Санкт-Петербург и область, 10 сен 2020, 13:26

Петербургский производитель сыра приобрел новый завод

Читать в полной версии
(Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru)

Петербургская группа компаний «Нева Милк» инвестирует 1 млрд рублей в недавно купленный завод ООО «Курск Молоко» (Курск). В результате модернизации объем производства сыра на предприятии вырастет в два раза, до 700 т в месяц. Опрошенные РБК Петербург эксперты считают вхождение курского завода в петербургский холдинг закономерным — они уверены, что мелкие и средние производители сыра могут не пережить ближайший год.

Акцент на средний сегмент

Как рассказал РБК Петербург владелец ГК «Нева Милк» Альберт Суфияров, в августе «Нева Милк» на торгах приобрела ООО «Курск Молоко», принадлежащее украинскому производителю молочной продукции Milkiland, за 217 млн рублей. Завод перерабатывал 150-170 т молока в сутки и производил 300-400 т сыра в месяц. «Мы планируем инвестировать в расширение и автоматизацию производства 1 млрд рублей за счет кредита ВТБ. В результате себестоимость производства должна снизиться на 10-15%, а объем выпускаемого сыра — вырасти в два раза», — пояснил Альберт Суфияров, уточнив, что окупить вложенные инвестиции он рассчитывает за 5 лет.

На приобретенном заводе петербургский предприниматель планирует выпускать полутвердые сыры под своими брендами «Золото Европы», «Город сыра» и «Тысяча озер» (средний, эконом и премиальный ценовые сегменты соответственно). В целом компания производит 60% сыра в среднем и среднем+ ценовом сегментах и 40% — в низком. «В среднем ценовом сегменте маржинальность бизнеса — выше, и наша сегодняшняя задача увеличить или как минимум сохранить существующие позиции», — отметил Альберт Суфияров.

Промо-шопинг

По словам предпринимателя, ситуация на розничном рынке сыра сейчас сложная, конкурентная борьба за покупателя обостряется — и производители инвестируют в цены, проводя различные промо-активности. «У нас в марте продажи превысили среднемесячные практически в два раза. Но в апреле-июне упали на 20-25% от среднемесячных. И мы рассчитываем, что по объему продаж этот год будет равен прошлому», — говорит Альберт Суфияров.

Предприниматель рассказал, что его компания уже несколько лет мониторит уровень продаж сыра по промо-ценам. И если в 2016-2017 годах в сетях продавалось 40% сыра по промо, то в 2020 году — уже 75%. «Среднестатистический россиянин покупает сыр раз или два раза в неделю. И получается, что 75% объема закупаемого сыра домохозяйства покупают именно во время промо-активности. Это говорит о том, что люди ищут продукцию подешевле, становятся более расчетливыми», — говорит Альберт Суфияров. Несмотря на падение доходов населения, предприниматель уверен, что потребление сыра в среднем ценовом сегменте не упадет.

Рентабельность на уровне нуля

В настоящее время, по оценке аналитического центра Dairynews, в России работает больше тысячи предприятий, производящих сыр. Из них более сотни — это крупные производители, к которым относятся «Вимм-Билль-Данн», «Молвест», Hochland, «ПИР», «Нева Милк», «Доминант» и др. Всего в стране в прошлом году было произведено 503 тыс. т сыра и 190 тыс. т сырного продукта; импортировано — 278 тыс. т сыра (без учета плавленых сыров), из них 86% — завезено из Белоруссии.

«Рынок сыра сильно фрагментирован, поэтому в ближайшее время нас ждут серьезные изменения — консолидация. Уйдут компании, не сумевшие выстроить сильный бренд, экономически эффективное производство, хорошие коммуникации с потребителем», — говорит генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

С ним согласен и Альберт Суфияров, отмечая, что сегодня примерно два-три десятка небольших сырных заводов работают на уровне нулевой рентабельности и ближайший год могут не пережить.

Последствия импортозамещения

Директор аналитического центра Dairynews Михаил Мищенко считает, что корни проблемы кроются в 2014 году, когда наступил «этап импортозамещения» и все начали инвестировать в производство сыра, в том числе дешевого. Но не у всех это получилось, отмечает эксперт. В результате сегодня в России наблюдается перепроизводство сыра, некоторые предприятия уже закрылись, и с рынка продолжат уходить мелкие игроки, производившие дешевый сыр или сырный продукт. По словам эксперта, на такую продукцию сегодня в России падает спрос, потому что у потребителей меняется отношение к сыру. «Сегодня к этому продукту относятся как к деликатесу, который покупают, например, к вину. А люди, у которых ограничен бюджет, вообще не покупают сыр», — говорит Михаил Мищенко.

С тем, что потребитель стал внимательнее относиться к качеству продукта, согласен и петербургский предприниматель Алексей Феликсов (владелец ювелирной розничной сети «585.Золотой»), который на волне импортозамещения инвестировал в сыроварню «Медовое» в Ленинградской области. Но он не согласен с тем, что мелкие игроки обречены на фиаско. «Загибаются сегодня те, у кого нет альтернативных источников поступления средств. Также значимую роль играет оптимизация расходов, в том числе, статус производственной площадки — собственность или аренда. Поскольку рентабельность в этом бизнесе в очень узком коридоре, то важна каждая копейка. У меня сейчас она в небольшом плюсе. Постепенно я буду развиваться и сейчас ищу еще одну площадку, так как нынешняя не справляется с объемом», — говорит Алексей Феликсов.

При этом почти все опрошенные РБК Петербург эксперты сходятся в том, чторынок сыров — один из наиболее перспективных в молочном сегменте России. «В ближайшие три-четыре года объем планируемых инвестиционных проектов составит примерно 200 тыс. т, это треть от производимого сегодня сыра в стране, — говорит Артем Белов. — Инвесторы активно идут в этот сегмент, рассчитывая на рост потребления и всё то же импортозамещение. Кроме того, в перспективе ставка делается на экспорт».

Справка

Группа компаний «Нева Милк» (ранее «Невские сыры») основана в 1994 г. в Петербурге Альбертом Суфияровым. В нее входят ООО «Нева Милк» (ранее «Невские молокопродукты») и ООО «Невские cыры», а также приобретенные в 2013-2014 годах «Северное молоко» и «Вологодский молочный завод». Основные бренды — «Тысяча озер», «Золото Европы», «Сиртаки». Оборот в 2019 г. — 14 млрд руб. Занимает 6% российского рынка сыра.

Разрыв в $100 млрд. Почему бюджет США недополучил денег от тарифов Трампа
В мире — «великая передача богатства». Кто от нее выиграет
Как продвигать частную школу в России
Россия в черном списке ЕС по отмыванию денег. Что это значит
Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
Проклятие Nokia. Спасет ли на этот раз компанию $1 млрд инвестиций
К вам придут раньше. Почему подрядчику не стоит слепо верить госзаказчику