«Костыли и припарки»: когда Петербург подготовится к дистанционной учебе
Власти Петербурга обсуждают обязательный перевод на дистанционное обучение школьников с 5 по 11 класс. Как сообщили РБК Петербург в аппарате вице-губернатора Евгения Елина, «с высокой степенью вероятности эти решения будут приняты в ближайшее время». О том, что многие учителя петербургских школ просят чиновников перевести их на дистанционный режим работы, рассказала и вице-губернатор города Ирина Потехина. По ее словам, за время пандемии около 600 педагогов в городе заразились коронавирусом.
РБК Петербург спросил экспертов, как, по их мнению, перевод на дистанционное обучение отразится на учебном процессе и в чем проблемы с «удаленкой» у школ, учеников и родителей.
Яков Сомов, директор Центра массовых открытых онлайн-курсов ГБОУ Президентский физико-математический лицей № 239, генеральный директор «Лекториум»:
«Я думаю, что школы в Петербурге, как и любые школы в мире, не готовы к переходу на дистанционное обучение. Это невероятно сложный вызов — как для администраторов, которые технически должны организовать этот процесс, так и для методистов, которые должны придумать, как привлечь внимание детей дистанционно.
У нас было некоторое количество времени в апреле, чтобы потренироваться в дистанционном обучении, но этого времени было явно недостаточно. Кстати, не считаю, что весной в России было развёрнуто дистанционное обучение. Скорее, это были костыли и припарки. И то, что будет происходить сейчас — это не дистанционное обучение, а попытки выжить. Для того, чтобы научиться работе в дистанционном режиме, школам не хватит ни трёх месяцев, ни даже полугода. За это время невозможно перейти на новые рельсы.
Нас ожидают бурные два года перевода обучения в дистанционный и смешанный форматы. Но у человечества нет шансов не научиться использовать онлайн в обучении. Я верю в наших учителей — они умные люди и не такие задачи решали.
Нам надо прямо сейчас фиксировать успешные практики и разрабатывать методики смешанного и дистанционного образования — это работа на будущее, она важна стратегически, а не только для того, чтобы пережить эту зиму».
Даниил Александров, социолог, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
«Не думаю, что с технической точки зрения работа наших школ осенью станет лучше по сравнению с весной. По крайней мере, я не слышал, чтобы появлялись новые технологические разработки, которые бы этому способствовали. Методическая подготовка учителей к работе в онлайне какая-то уже есть. Но, главное, появился опыт — сейчас учителя гораздо лучше осознают те проблемы, с которыми столкнутся на дистанционном обучении. Прежде всего, эти проблемы связаны с мотивацией школьников к самостоятельному изучению части материалов.
С опытом приходит и усталость от этого формата — он всех раздражает. Я считаю, что школьников и родителей нужно было заранее готовить к возможному переходу на дистанционное обучение. Вопрос не только организационной подготовки, но и психологической — с людьми нужно разговаривать и объяснять им, как будет устроена работа. Когда руководство города этого не делает, а потом объявляет: «С такого-то числа — строго «удалёнка», родители очень сердятся.
Сейчас из-за пандемии все нервные, все устали и родители в принципе очень злые. Вспомните недавний случай в Волгограде, когда из-за ссоры в родительском чате конфликт дошел до избиения одного из родителей (пострадавший скончался в больнице — ред.) Мы сейчас с коллегами начали изучать родительские чаты, и меня просто поражает, до какой степени доходит в них острота конфликтов. Сильнейшие эмоции по поводу образования и школьной жизни возникают у родителей в том числе потому, что в России нет публичной политики и люди не могут свои негативные эмоции выплеснуть на митингах или на выборах. Если в Америке у людей много нервной энергии ушло на борьбу Трампа и Байдена, то в России та же энергия в ближайшее время уйдёт на борьбу со школой, причём, крайними окажутся учителя.
Несмотря на то, что переход школьников на «удалёнку» осенью этого года пройдет несколько проще, чем весной, я считаю, что он запоздалый. Когда политические лидеры говорят: «Если станет хуже, мы введём дистанционное обучение», это звучит странно даже для человека без эпидемиологического образования — ведь очевидно, что вводить ограничительные меры нужно до того, как стало плохо. Это всё равно, что водитель скажет: когда меня начнёт заносить на скользкой дороге, я пристегну ремень. Поэтому, если бы я был не учёным, а политиком, то я бы сентябрь потратил на подготовку к переходу в онлайн, а в октябре перевёл бы на дистанционное обучение все старшие классы. Возможно, суммарно эта мера дала бы такой же эффект по нераспространению коронавируса, как перевод всех учеников на «удалёнку» сейчас. Но с точки зрения образовательного процесса, это было бы лучше. Потому что старшеклассникам проще учиться дистанционно — они хотя бы понимают, что им нужно сдавать ЕГЭ и куда-то идти после школы, у них есть мотивация учиться. А пятые-восьмые классы ещё не понимают, зачем им нужны школьные знания, поэтому их я бы оставил на занятиях в классах».
Мнение Льва Лурье, историка, учителя, сооснователя Санкт-Петербургской классической гимназии № 610, о том, как перевод на дистанционное обучение отразится на образовательном процессе, читайте в материале РБК Петербург от 09.11.2020
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Виктория Саитова