Санкт-Петербург и область, 10 дек 2013, 17:39

Путь суверенной архитектуры: "коммуналки" вырвали Петербург из Европы

Петербургские чиновники, курирующие Программу сохранения и развития исторического центра, вернулись из европейского путешествия с одним-единственным выводом «европейский опыт нам не поможет». Единственный город, у которого можно чему-то поучиться, считают эксперты, это Гамбург. Кроме этого города, делегация тсно познакомилась с градостроительством в Праге и Кракове.
Читать в полной версии
Фото: С.Бюлер/РБК

Петербургские чиновники, курирующие Программу сохранения и развития исторического центра, вернулись из европейского путешествия с одним-единственным выводом «европейский опыт нам не поможет». Единственный город, у которого можно чему-то поучиться, считают эксперты, это Гамбург. Кроме этого города, делегация тесно познакомилась с градостроительством в Праге и Кракове.

В Европе чиновники искали ответы на вопросы, которые возникли при ближайшем рассмотрении проблемы реконструкции центральных кварталов "Конюшенная" и "Старая Коломна". Правительство города приняло программу сохранения центра в ноябре 2012г. Плотно заниматься "Конюшенной" и "Северной Коломной" город намерен до 2018г. включительно. Общая стоимость мероприятий по их сохранению пока оценивается в 86,9 млрд руб. При этом 69 млрд руб. должны быть направлены из бюджета Петербурга, 17,9 млрд руб. – из внебюджетных источников. Сумма вложений посчитана без учета поступлений из федерального бюджета и возрастет, если их удастся привлечь.

Европа без коммуналок

Как отметил один из участников поездки, заместитель генерального директора ОАО "НИИ Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик, в европейских городах нет такого петербургского явления, как коммунальные квартиры и, как следствие, нет проблем с расселением.

К примеру, в Гамбурге частные лица владеют целыми домами, что, естественно, упрощает переговоры с властями. В центре Кракова или Праги не так много жилых квартир, горожане предпочитают селиться вне центра из-за огромного числа туристов, посещающих эти города.

Как отметил депутат петербургского Законодательного оспаривания Борис Вишневский, в тех случаях, когда проблема расселения в европейских городах все же возникает, собственники квартир сами решают вопрос о том, где жить, при этом и сама реконструкция занимает не так много времени. "Не уверен, что такой опыт приживется у нас", – считает парламентарий.

Также депутат заметил, что коллеги из Праги наоборот могли бы перенять российский опыт - у них нет закона о защите исторических панорам.

При этом почти все эксперты согласились с тем, что Петербургу может пригодиться европейский опыт работы с населением, вовлечения жильцов в процесс реконструкции и реставрации исторических зданий. Особенно такая практика распространена в Гамбурге, отметил первый заместитель председателя комитета по государственному контролю и охране памятников истории и культуры Петербурга Александра Леонтьев.

Гамбургский счет

В качестве удачного примера в области реновации исторического центра подробно обсуждался опыт по реконструкции квартала Хафен Сити в Гамбурге. Там на островах в центре города на месте складов старого порта XIX века возводится, по сути, город в городе - Хафен Сити (HafenCity – пер. “портовый город”). С развитием транспортных перевозок в середине прошлого века порт уже не мог предложить достаточных площадей, поэтому вскоре переехал на юг Эльбы и вплоть до конца 90-х годов прошлого века эта территория не использовалась. На островах располагались многочисленны складские помещения и промышленные предприятия

РБК поинтересовалось у руководителя отдела коммуникации HafenCity GmbH Гамбург Сюзанн Бюлер о том, как в немецком городе проходит процесс реновации. По ее словам, для Гамбурга было очень важно, чтобы в черте города проживало больше людей. «Сейчас в старой части города проживает 14 тыс. человек - это немного. Благодаря созданию района ХафенСити в центре города дополнительно поселятся еще 12 тыс. человек. Кроме того, на 40% увеличится площадь центра города», - отмечала она. На новой территории планируется создать порядка 45 тыс рабочих мест.

Проект реализуется по программе ГЧП. Вся инфраструктура, включая станции метро, больницы, школы, детские сады, строится за счет города (объем его вложений оценивается в 2,5 млрд евро). Объем частных инвестиций составит порядка 8 млрд евро на строительство жилой и коммерческой недвижимости. Завершить строительство ХафенСити планируется к 2025г., но уже сегодня освоенные территории представляют собой кварталы, полные жизни.

Кстати, новое жилье в Гамбурге часто строят сами будущие жильцы. Например, 20-30 семей объединяются вместе и сами разрабатывают проект жилого дома и за счет того, что они планируют строительство сами, цены удается сдерживать в разумных пределах. «Кроме того, семьи, которые заселяются, впоследствии идентифицируют себя с этими домами”, - отметила С.Бюлер.

Дело за малым

Справедливости ради стоит отметить, что не все эксперты согласны с тем, гамбургский опыт подходит Петербургу. Председатель Совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис считает, что исторический центр Гамбурга – не аналог исторического центра Санкт-Петербурга. «Петр I перенес в Россию голландский опыт конца XVII века, и нам следует изучать города похожие на наш», – сказал он. Эксперт предложил создать специальную электронную информационную базу, содержащую все городские параметры: состояние дворов, транспорта, вывоз мусора и т.д.

В завершение встречи глава жилищного комитета Анатолий Котов напомнил, что недавно была создана экспертная группа, которая будет рассматривать все документы в рамках этапа обследования. Возможно, эта группа попытается использовать опыт западных коллег, хотя эксперты в этом сомневаются.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают