Санкт-Петербург и область, 11 янв 2019, 11:59

В связи с ростом цен на бензин петербургские АЗС меняют стратегию

Читать в полной версии
Фото: Евгений Степанов/Интерпресс

Цена бензина в Петербурге растет с начала года, и выросла за первые недели января на 0,9%-1,8%. В этих условиях сети АЗС ищут альтернативные источники дохода. Перспективным направлением они считают нетопливную розницу. В планах большинства сетей — увеличивать долю нетопливных продаж в своем обороте.

Предпосылки к стремительному подорожанию

Как сообщает Независимый топливный союз, опираясь на данные www.benzin-price.ru, стоимость АИ-92 выросла с 40,88 руб. на последней неделе декабря до 41,34 руб. на второй неделе января, АИ-95 — с 44,05 до 44,48 руб., а дизельного топлива — с 45,83 до 46,67 руб.

Павел Баженов, президент Независимого топливного союза, основной причиной повышения цен на топливо называет рост налоговой нагрузки: с 1 января 2019 года НДС вырос до 20%, а акцизы на моторное топливо увеличились в 1,5 раза. «Хотя текущие показатели экспортной альтернативы благоприятны для внутреннего рынка, новый налоговый режим, в совокупности с укоренившейся практикой ручного управления рынком, создают серьёзные предпосылки для стремительного роста цен на топливо в 2019 году», — говорит Павел Баженов.

«Цены на топливо, безусловно, будут расти, и рост цен ожидаемо приведет к падению клиентского трафика. Значит, владельцам АЗС придется думать о повышении качества услуг, об усилении направления нетопливных продаж», — говорит Александр Кузьмин, генеральный директор «РусХОЛТС/Retail&HoReCa». По его мнению, ожидать вала сделок между ретейлерами и АЗС не стоит, но думают об альтернативных источниках заработка все участники рынка АЗС.

Просто отличные пиццы и кофе

У компании «Фаэтон» на нетопливный бизнес приходится 12% от оборота, в том числе у заправок «Фаэтон Аэро» — 16%. В планах на 2019 год увеличение этой доли до 30% от оборота, рассказал Николай Королев, директор по маркетингу департамента маркетинга ООО «Фаэтон — топливная сеть № 1».

На заправках ПТК 10% от общей выручки сети АЗС приходится на продажи нетопливных товаров. Потенциал роста — до 20%, рассказал в рамках круглого стола, организованного MarketMedia, Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора ПТК. По его мнению, это возможно, если, например, на АЗС разрешат продавать слабый алкоголь. Его доля в нетопливной торговле составляла около 16%.

«Фаэтон», чтобы добиться роста доли нетопливных доходов, тестирует пилотный проект на АЗС АЭРО в Кузьмолово. Это открытая компанией при АЗС полноценная итальянская пиццерия, уже приносящая заправочной станции в Кузьмолово 34% ее оборота. «В 2019 году планируем довести эту цифру до 45%», — рассказывает Николай Королев.

Доля нетопливных продаж сети АЗС Circle-K превышает средние показатели на рынке. «Любая сеть АЗС сегодня стремится максимизировать оборот магазина, и при стабильной рыночной ситуации с ценами на топливо это дает существенный вклад в прибыль», — говорит Елена Фабер, директор по маркетингу Circle-K Russia. Как она подчеркнула, компания продолжит вкладывать ресурсы в развитие своей концепции Simply great coffee («Просто отличный кофе») и производству выпечки прямо на станциях. В ближайших планах Circle-K — ввод новых позиций в категории горячих блюд и расширение ассортимента товаров под собственной торговой маркой.

Торговать успешнее МакДональдса

Доля нетопливных доходов Circle-K составляет около 50%, и она наиболее высока среди АЗС в России, знает Александр Кузьмин. У остальных же крупных сетей этот показатель составляет 10-20%. В то же время за рубежом известны примеры, когда нетопливная розница дает 60% прибыли сети заправок. Такого показателя достигла сеть АЗС OMV в Австрии, и до 50% получает сеть Shell в Германии, рассказывает Александр Кузьмин. Наконец, у компании WAWA в США продажи готовой еды на одну торговую точку превышают продажи в ресторанах сетей Subway и McDonalds.

«По моему мнению, доля нетопливных продаж в обороте может стать такой же, как и в США, но это во многом зависит от удобства расположения, размера и качества торговых площадей», — считает Николай Королев. Леонид Чурилов уверен, что доля альтернативных доходов в бизнесе российских заправочных сетей может вырасти до 20% даже без помощи законодательных инициатив, а только за счет повышения эффективности продаж, автоматизации торговли, специальных акций.

Объем рынка нетопливной розницы в России сейчас превышает 100 млрд руб., подсчитал Александр Кузьмин на основе данных отчетности нефтяных компаний и публикаций СМИ.

На откуп фастфуду 

Развитие многих АЗС сдерживает тот факт, что для них торговля и общепит — непрофильные направления. С этой точки зрения, перспективным может быть партнерство с профессиональным ретейлером или рестораном. Первым характерным примером на петербургском рынке стала сеть АЗС «Газпром нефть», на территории которой около года назад открылись магазины Stopexpress. Сейчас в Санкт-Петербурге действует 21 магазин Stopexpress при АЗС, а в Москве — 20. В «Газпром нефть» на запрос РБК Петербург не ответили. Летом возможность открытия продовольственных магазинов на территории АЗС обсуждали розничная сеть «Магнит» и ЛУКОЙЛ. Аналогичные обсуждения ретейлеров с «Роснефтью» пока ничем не закончились.

Сеть ПТК в этом году рассматривает различные варианты партнерства, в том числе с сетями фастфуда, вплоть до того, чтобы полностью отдать им свои точки продаж в управление. Однако в этих переговорах есть сложные вопросы, отмечает Леонид Чурилов, например, кто при такой схеме партнерстве будет отвечает за продажу нефтепродуктов, и кто несет конечную ответственность перед клиентом. 

Pro
Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правда
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах