Петербург подключили к федеральной системе мониторинга вывоза отходов
Петербург присоединили к федеральной системе мониторинга региональных операторов по вывозу отходов «РЭО Радар». Об этом сообщается на официальном сайте Российского экологического оператора. Пока количество жалоб, поступивших от петербуржцев, невелико, однако, как утверждают представители сервиса, в дальнейшем он станет важным инструментом влияния на качество услуг.
Мусорный радар
Сервис «РЭО Радар» собирает жалобы и обращения граждан, связанные с уборкой твердых коммунальных отходов и вывозом мусора с 2019 года. В самом РЭО называют «Радар» эффективной мерой борьбы с нарушениями, сервис принимает обращения как о сбросах опасных отходов, противозаконной утилизации, так и об отсутствии контейнеров для раздельного сбора мусора и наличии неприятного запаха. Для подачи жалобы необходимо заполнить простую форму на сайте, указать расположение и приложить фото.
«Информационный портал уже зарекомендовал себя, регулярно на линию приходят сообщения, которые передаются регоператорам. Несколько десятков тысяч проблем было решено с начала работы сервиса в 2019 году», — приводятся на сайте сервиса слова генерального директора ППК «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева.
«Стало дороже и хуже»
Мусорная реформа в Петербурге началась 1 января 2022 года и сразу вызвала множество претензий жителей города в связи с накопившимся большим количеством отходов. Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами — АО «Невский экологический оператор» — получил волну жалоб, в социальных сетях горожане рассказывают о горах мусора, который новые подрядчики НЭО не успевают вывозить. Вызывает нарекания и качество уборки территории вокруг мусорных контейнеров. Жители домов с мусоропроводами сообщают о том, что контейнеры стали вывозить реже, из-за чего в подъездах появился неприятный запах.
Претензии жителей во многом связаны с тем, что перебои с вывозом мусора сопровождаются ростом цены этой услуги для населения. «Вывоз был осуществлён 1, 4, 6 января. И только после жалоб по телефонам горячей линии. Нарушилась ритмичная работа уборщиков мусоропровода. Многолетние расчёты расходов ТСЖ по утилизации мусора позволяли оказывать данную услугу по цене 5 рублей с кв. м. При этом данная статья всегда была экономной. Хватало и на работу дворника по уборке контейнерной площадки, и на обслуживание площадки. Теперь тариф необоснованно подняли до 6,4 рубля и одновременно снизили качество услуги. Перерасчёт по ней фактически невозможен. Ведь расчёт идёт не с человека, а производится с квадратного метра площади. При этом на оборудованную раздельным сбором площадку будет установлено пухто. Фактически житель в доме никак финансово не сможет ощутить выгоду от раздельного сбора. Как ни собирай, а оплатишь 6,4 с кв. м. Почему-то НЭО не предлагает для МКД возможности оплаты по фактическому объёму ТКО. То есть в одночасье стало дороже и хуже», — пишет один из комментаторов в папблике НЭО в социальной сети «ВКонтакте». Также горожане в комментариях призывают освободить их от оплаты услуг по вывозу отходов в январе.
Государственная жилищная инспекция города по результатам проверок за время новогодних каникул возбудила 107 административных дел на общую сумму 9,23 млн руб. (это общая сумма штрафов как за невывоз мусора, так и за некачественную уборку снега). Какую именно ответственность понесёт НЭО, пока неизвестно. На федеральный «РЭО Радар» из Петербурга с начала года поступило пока только 7 сообщений.
Дефицит контейнеров
Отчасти проблемы вывоза мусора могут быть связаны с временным дефицитом контейнеров. Компания «Автопарк «Спецтранс 6», которая отвечала за вывоз мусора до старта реформы, не смогла выиграть конкурс и заявила, что заберёт около 20 тысяч своих мусорных контейнеров из 7 районов города. Смена перевозчика (теперь эту функцию выполняет компания «Эко Лэнд») привела к нехватке подходящих контейнеров на площадках и, как следствие, перебоям с вывозом отходов.
В ответ на запрос РБК Петербург Невский экологический оператор подтвердил, что «не все площадки на данный момент укомплектованы нужным количеством контейнеров». НЭО ссылается на то, что «Спецтранс № 6» не ответил на запрос о согласовании графиков по вывозу накопителей с контейнерных площадок, и сейчас «приходится решать эту задачу в сжатые сроки». При этом, по данным НЭО, «Эко Лэнд» уже имеет в наличии необходимое количество контейнеров: «Контейнеры закуплены нашим перевозчиком», — заявили в НЭО.