Санкт-Петербург и область, 11 фев 2015, 15:19

Петербургские производители грузовиков жмут на тормоза

Шведская Scania и немецкий MAN признают - события начали развиваться по негативному сценарию
Читать в полной версии
Фото: scania.ru

Недавно в СМИ появились сообщения о том, что в январе продажи большегрузов в стране оказались ниже уровня кризисного 2009 года. На территории Петербурга и Ленинградской области в настоящее время работают два производители грузовой спецтехники: шведская Scania и немецкий MAN. Обе компании признают - события начали развиваться по негативному сценарию и не исключают сокращение объемов производства.

Проверка на прочность

Оба предприятия еще в прошлом году сменили топ-менеджмент на российских площадках. Так, генеральным директором компании ООО «Скания-Питер» стал Ино Муберг (вместо Яна Троллеберга), а ООО «МАН Трак энд Бас Продакшн РУС» возглавил Станислав Ковалев (вместо Томаса Шнайдерхайнце). В обоих случаях официальная причина смены директора завода - истечение контракта. Но, по мнению участников рынка, непродление контрактов со старыми руководителями может объясняться желанием европейских компаний изменить планы развития в стране в условиях нарастающего кризиса.

Компании признают - российский спрос на их продукцию падает. Так, директор по связям с органами государственной власти ООО «Скания-Русь» Яна Аржанова в беседе с РБК Петербург сообщила о планируемом сокращении выпуска продукции в 2015 году. По ее словам, в 2014 году «в связи с неблагоприятной рыночной ситуацией» компания сократила выпуск продукции по сравнению с 2013 годом. Всего в 2014 году было выпущено 607 единиц техники.

В текущем году сокращение объемов выпуска продолжится. «Выпуск, скорее всего, сократится на 15-20%, в зависимости от реального состояния рынка. Причины: значительное снижение спроса на коммерческую технику и неблагоприятная экономическая конъюнктура в целом», - добавила Яна Аржанова. По ее словам, на производстве возможны короткие простои в течение года либо уменьшение производственного такта.

Представители завода MAN (ООО «МАН Трак энд Бас Продакшн РУС») на запрос РБК Петербург не ответили. Но на днях компания опубликовала на своем сайте релиз под названием «Итоги 2014: проверка на прочность», в котором говорится, что ситуация на рынке коммерческой техники в 2014 году развивалась по умеренно пессимистическому сценарию: статистика демонстрирует существенное сокращение спроса и повышение внимания клиентов к вторичному рынку - никто из европейских производителей не смог превзойти свои показатели 2013 года. Общий рынок грузовиков полной массой свыше 6 тонн второй год подряд сократился более чем на 20 тысяч единиц и по итогам 2014 года достиг 81 тыс. 63 автомобилей (для сравнения, в 2012 году - 122,9 тыс. единиц, в 2013 году - 102,8 тыс. единиц).

По мнению аналитиков «Эвитос-информ», основными трендами в складывающейся экономической ситуации можно считать два направления: рост доли азиатских и отечественных производителей относительно «европейцев» (75,1% по результатам 2014 года против 69,2% по результатам 2013 года), а также изменение соотношения между регистрацией новых и подержанных автомобилей в пользу увеличения количества последних (2012 год: 28,8% против 71,2%, 2013 год: 20% на 80%, 2014 год: 16,5% на 83,5%).

Неповоротливые машины

Начало 2015 года оптимизма автоконцернам не прибавило. Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, совокупный объем производства и импорта тяжелых грузовиков (14-40 тонн) в РФ в январе, по предварительным данным, упал на 25%, до исторического минимума 1,57 тыс. машин. Даже в кризисном январе 2009 года производство и импорт удержались на уровне 2 тыс. машин, а в январе 2010 года - 1,9 тыс. машин. При этом чуть больше половины нынешнего объема продаж (порядка 800 машин) пришлось на КамАЗ. По предварительным данным, рынок LCV тоже резко снизился - почти на 45%, до 3,5 тыс. машин.

Эксперты связывают падение рынка распродажей запасов в конце года, отсутствием спроса со стороны перевозчиков, которые столкнулись со снижением объема заказов и простоями и т.д. А Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» полагает, что грузовой сегмент авторынка падает сильнее легкового, так как на него значительное влияние оказывает инвестиционный спрос, который, в свою очередь, зависит от ставок по кредитам. В то же время, уточняет аналитик, госпрограмма поддержки обновления парка (предоставление скидки при сдаче старого автомобиля в утиль или trade-in) для грузовиков и LCV эффективнее, чем для легковых машин: скидка остается довольно весомой (100-350 тыс. руб.), а парк - более старым.

Она умрет последней

Но даже в таких условиях петербургские автозаводы пытаются выиграть за счет своего бренда. Представители MAN напоминают, что в 2014 году совокупные продажи новых и подержанных грузовиков MAN составили 9 590 единиц, что значительно превышает аналогичные показатели по регистрации других европейских брендов. При этом доля немецкого концерна в общих продажах новых европейских грузовиков сохраняется на уровне примерно 22%.

В Scania тоже говорят о потенциале развития. Только в 2014 году Scania с долей рынка 29,5%, напомнила Я.Аржанова, стала лидером российского рынка тяжелой грузовой техники среди 7 европейских производителей (сегмент техники свыше 16 тонн). «В 2015 году общее падение рынка несомненно продолжится, однако, мы рассчитываем повторить свой успех 2014 года благодаря сбалансированной маркетинговой стратегии и другим конкурентным преимуществам», - отметила она.

Справка

Напомним, завод MAN в Шушарах официально открылся в ноябре 2013г., хотя в тестовом режиме работал с декабря 2012г. Причиной задержки называлась необходимость получить лицензию на опасное производство. Мощность предприятия составляет 6 тыс. автомобилей в год, объем инвестиций — порядка 25 млн евро. Летом 2013г. главный исполнительный директор MAN Truck & Bus AG Андерс Нильсен на встрече с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко сообщил, что концерн MAN планирует увеличить инвестиции в завод в связи с оптимистичной оценкой спроса на большегрузные автомобили.

Scania открыла в Петербурге завод по производству грузовиков в 2010г., вложив в проект порядка 10 млн евро. Производственная мощность завода составляет 5 тыс. единиц техники в год, в настоящее время на заводе реализуется проект расширения производственных мощностей до 7,5 тыс. машин в год.

Роман Кизыма, Наталья Доброва

Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist