В России рассматривается первое дело о неисполнении решения ЕСПЧ
Конституционный суд России (КС РФ) принял к рассмотрению первое дело о неисполнении решений Европейского суда по правам человека в России. Согласно материалам на сайте суда, заседание по делу назначено на 31 марта 2016 года.
Первое обращение Министерства юстиции России о возможности неисполнения решения Страсбургского суда поступило в КС в начале февраля 2016 года. Запрос касается постановления суда по делу «Анчугов и Гладков против России» от 4 июля 2013 года. В деле речь идет о безусловном запрете заключенным голосовать на выборах независимо от тяжести совершенного преступления. Страсбургский суд решил, что эта норма противоречит Европейской конвенции о защите прав человека.
Представителем Минюста по делу назначен Георгий Матюшкин, который является также заместителем министра юстиции.
Аналогичный запрос в связи с этим делом подавал в Конституционный суд глава Центризбиркома Владимир Чуров, но КС признал ЦИК ненадлежащим заявителем.
Ранее российские власти, в том числе председатель КС Валерий Зорькин, неоднократно публично высказывали мнение, что решение по делу «Анчугова и Гладкова» противоречит Конституции РФ, согласно которой граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать и быть избранными.
Однако ЕСПЧ неоднократно признавал такой недифференцированный подход нарушением Европейской конвенции по правам человека. Так, в 2004 году в своем решении по делу «Херст против Великобритании» суд признал, что заключенные имеют право голосовать. Великобритания отказалась исполнять этот вердикт.
Закон, позволяющий КС игнорировать решения международных судебных инстанций в случае их противоречия Конституции РФ, президент Владимир Путин подписал в декабре 2015 года. Как пояснял в связи с этим судья КС Сергей Маврин, международное право по-прежнему обладает приоритетом над национальными законами. «Но Конституция не относится к ординарным законам: это особый правовой акт, находящийся на вершине нашей правовой системы», — говорил он.