Санкт-Петербург и область, 11 мар 2022, 09:43

Затраты петербургского бизнеса на мусор могут возрасти в 6 раз

Читать в полной версии
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

Пока петербургский регоператор по обращению с отходами АО «Невский экологический оператор» (НЭО) судится с Государственной жилищной инспекцией города из-за многочисленных штрафов за несвоевременную уборку мусора, эксперты указали ещё на один возможный дефект мусорной реформы. На этот раз речь идёт о тарифах.

С началом реформы (1 января 2022 года) стоимость услуги по обращению с ТКО для граждан Петербурга увеличилась на 14,7% (с 5,58 до 6,40 руб. за 1 куб. м). Для бизнеса, как утверждают представители компаний, участвовавших в дискуссии на круглом столе РБК Петербург «Уроки зимы. Как бизнесу и власти взаимодействовать в сфере ЖКХ?», стоимость услуги выросла гораздо больше — для некоторых до шести раз. С учетом того, что затраты на уборку снега в нынешнюю, чрезвычайно снежную, зиму тоже сильно возросли, общие издержки бизнеса на ЖКУ могут серьезно увеличиться, опасаются представители петербургских компаний.

Не учитывают специфику

Вице-президент Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга Тамара Буйлова отмечает две проблемы. Первую она связывает с затягиванием регоператором по обращению с отходами НЭО (Невский экологический оператор) процедуры заключения новых договоров на вывоз мусора, из-за чего он не вывозится. Исполнительный директор AmCham (представительства Американской Торговой Палаты) в Санкт-Петербурге Мария Чернобровкина эту претензию подтверждает. До сих пор, отмечает она, у большинства компаний-членов AmCham не подписаны договоры с регоператором на вывоз мусора, хотя они представили НЭО свои договоры в положенные сроки.

Вторая проблема касается тарифов. «Они определяются без учета специфики бизнеса — исходя из среднего показателя по всем отраслям. Но, например, предприниматели, торгующие бумажной прессой, утверждают, что у них объем ТКО значительно ниже, чем у других отраслей, поэтому новые тарифы увеличивают их плату примерно в шесть раз — за тот же объем мусора. Нынешний подход чреват конфликтами бизнеса с мусорным оператором», — предупреждает Тамара Буйлова.

Впрочем, как отметила инвестор Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили, у многих компаний издержки выросли в 2-3 раза не по этим причинам, а потому, что раньше они, пользуясь разночтениями и неоднозначными формулировками в законодательстве, платили за мусор меньше положенного, а сейчас вынуждены платить на общих основаниях.

По словам генерального менеджера отеля «Гельвеция» Юниса Теймурханлы, расходы его компании на уборку снега увеличились в этом авральном году на 20%. Основными причинами он называет рост транспортных расходов перевозчиков снега, которых из-за дефицита снегоплавильных пунктов в городе заставляют увозить снег на расстояния до 100 км от Петербурга. «В результате при вывозе одной порции снега погрузчик стоил нам 9 тыс. руб., а грузовик — 15 тыс. Поскольку мы убираем снег круглосуточно, то подсобные рабочие трудились у нас все 24 часа, даже ночью», — сообщил он, признав, что при этом огромные кучи снега образовывались на его территории регулярно, поскольку подрядчики не успевали его вывозить вовремя из-за дефицита мощностей снегоплавильных пунктов. Для улучшения ситуации в городе он предлагает властям установить приоритет в очередях к снегоплавильным пунктам компаниям сферы обслуживания, располагающихся в центральных районах Петербурга, где ситуация с уборкой снега наиболее острая. Расходы на мусор у отеля «Гельвеция», по словам Юниса Теймурханлы, вырастут в этом году на 5-7%.

Пока регоператор, по словам Тамары Буйловой, счета многим компаниям не присылает, но когда начнется массовое выставление счетов, острых конфликтов не избежать. По ее прогнозам это начнется в конце марта, поскольку «без денег регоператор долго жить не сможет».

По словам Марии Чернобровкиной, судя по совещанию, состоявшемуся в преддверие реформы, регоператор действительно не учитывает специфику бизнеса. «На вопросы бизнеса мы ответов от НЭО не получили», — с горечью констатирует она. В частности, регоператор, по ее словам, не объяснил, почему не собирается применять пресс-компакторы (устройство, спрессовывающее отходы и таким образом уменьшающее объем мусора).

Проблема с договорами

У компаний без договоров мусор в большинстве случаев не вывозится. Только особо настойчивые смогли обеспечить вывоз, напрямую договорившись с непосредственными перевозчиками. Пандемия немного смягчает ситуацию, поскольку у многих компаний сотрудники сидят на удаленке и мусора на производственных площадках компаний образуется меньше обычного.

Особые сложности, по словам Марии Чернобровкиной, наблюдаются в бизнес-центрах, имеющих много арендаторов. «Регоператор требует заключения отдельных договоров с каждым арендатором, при этом за каждым должен быть закреплен контейнер. В то же время мелкие контейнеры (0,24 куб. м) регоператор вывозить не собирается, но мелким арендаторам крупные контейнеры не наполнить», — объясняет она. Мария Чернобровкина считает, что все эти дефекты нужно в кратчайшие сроки исправить, иначе Петербург погрязнет в мусоре.

Елена Павлецова, начальник отдела по договорной работе с иными потребителями услуг АО «Невский экологический оператор», возразила: «Порядок заключения договоров бизнес-центров или торговых центров исходит из условий договора аренды. Если в договоре аренды указано, что коммунальные услуги оплачивает собственник, то договор [на вывоз мусора] заключает собственник; если указано, что оплачивает арендатор, то региональный оператор будет заключать прямые договоры с каждым арендатором». Если договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключает собственник здания, то он имеет право в регрессивном порядке выставить счета своим арендаторам.

Не платить за невывоз

Отдельная проблема складывается с платежами. Бизнес возмущен требованиями НЭО оплачивать выставляемые счета за вывоз отходов, который на практике не происходит. «Это уже за рамками здравого смысла», — транслирует Мария Чернобровкина недовольство бизнеса. Особенно возмущаются те компании, которые при отсутствии подписанного договора с НЭО вывозят мусор по собственной инициативе (договорившись с перевозчиками). Получается, что они уже заплатили за вывоз, а НЭО требует заплатить еще раз.

Светлана Гузь, управляющий партнер LEGAL TO BUSINESS (Санкт-Петербург), говорит, что согласно постановлению правительства РФ № 354 бизнес вправе требовать перерасчета коммунальных платежей за период, когда вывоз мусора не происходил или осуществлялся некачественно. Мария Чернобровкина считает необходимым предусмотреть штрафы регоператору за подобную практику. Как и за плохую очистку от снега территорий вокруг зданий предприятий, которые платят городу за их уборку. Что касается взаимодействия с городской администрацией, то, по словам Марии Чернобровкиной, «нас слышат, но слышит ли их НЭО?». По мнению Виктории Шамликашвили, тем компаниям, которым мусор не вывозили, счета выставляться не должны, а Смольный должен выделить дополнительные средства на очистку города от снега и мусора.

Комитет отрегулирует тарифы

Борис Свердлов, специалист отдела по вопросам развития инфраструктуры обращения с отходами Комитета по природопользованию Смольного, сообщил, что в конце декабря 2021 года государственные полномочия по установлению нормативов накопления отходов были переданы в его комитет, который, руководствуясь постановлением правительства РФ № 269, начинает проводить замеры образования разных видов отходов компаниями разных отраслей в разное время года. Через год, который отводится на такое исследование, комитет определит нормативы накопления отходов.

«Мы хотим сделать эту процедуру максимально публичной. Комитет абсолютно открыт для общественности, в том числе для бизнес-сообщества. Мы рассматриваем все входящие жалобы и предложения, в том числе по корректировке Концепции по обращению с отходами», — заявил Борис Свердлов.

Что касается просьбы бизнеса устанавливать плату за фактический объем накопленного мусора (а не по нормативам), то он сообщил, что в федеральные госорганы направлены предложения о корректировке законодательства — чтобы расширить сферу применения порядка расчетов по фактическому объему. «Мы считаем, что в тех случаях, когда отсутствует возможность исключить попадание отходов других образователей в контейнеры ТКО другими образователями, существует возможность урегулировать вопрос оплаты по факту в договоре компании с регоператором», -заявил Борис Свердлов. В то же время он напомнил, что вопрос обращения с отходами связан с санитарно-эпидемиологическими нормативами (СанПиНами), что усложняет корректировку нынешнего порядка.

Платить по факту можно

Судя по комментарию Елены Павлецовой, у бизнеса, в соответствии с законодательством, уже сейчас есть возможность оплаты по факту — речь идет об организациях, имеющих собственные контейнерные площадки, оборудованные по правилам благоустройства и удовлетворяющие требованиям СанПиНа. Например, в случае, когда владелец бизнес-центра или торгового центра решает заключить единый, от лица всех своих арендаторов, договор с регоператором на обращение с отходами. «В этом случае устанавливается порядок коммерческого учета — по фактически оказанной услуге. Мы вывозим ТКО из места накопления, указанного потребителем, по согласованному с ним графику и выставляем один счет собственнику здания. Если же мы заключаем договоры с каждым юрлицом в здании по отдельности, у которых нет своих контейнерных площадок, то плату выставляем по нормативам накопления, утвержденным Комитетом по тарифам», — сообщила она.

Однако Мария Чернобровкина утверждает, что на практике такой порядок работает со сбоями. «Даже с теми нашими компаниями, у которых есть контейнерные площадки, договоры подписываются по нормативам — перейти на оплату по фактическому объему мусора регоператор только обещает в будущем», — говорит она.

Что касается претензий бизнеса по оплате неоказанных услуг, то Елена Павлецова заявила: «В тех случаях, когда у компании есть своя контейнерная площадка, оформленная по правилам благоустройства и в соответствии с СанПиН, и услуга ей не была оказана, а заявка на заключение договора была подана в срок, то счет мы не выставим. Если же договор заключен по нормативам накопления, например, для компаний, расположенных на первых этажах МКД и складирующих ТКО в общий контейнер жилого фонда, то услуга считается оказанной в полном объеме и подлежит оплате».

Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов