Вместо L'Oreal и Axe: производители косметики готовятся к переделу рынка
Петербургские производители косметики и бытовой химии рассчитывают на рост спроса на свою продукцию на фоне ухода с российского рынка множества иностранных брендов. Осложнить расширение ассортимента и производственных мощностей может дефицит сырья и возникшие сложности с логистикой поставок, говорят эксперты и участники рынка.
Массовый исход
Российские потребители оказались в ситуации, когда часть привычных им брендов косметики, парфюмерии и бытовой химии стремительно исчезает из продажи, а оставшиеся, согласно прогнозам экспертов, сильно подорожают из-за девальвации рубля. О временном закрытии своих магазинов в России объявил французский концерн L'Oreal (бренды Garnier, Maybelline New York, Lancome, Vichy и др.), аналогичное решение принял американский производитель косметики и парфюмерии Estee Lauder, который владеет 30 брендами, в том числе MAC Cosmetics, Clinique, Tom Ford, Bobbi Brown, Aramis, Jo Malone, Origins и DKNY. Одна из крупнейших японских косметических компаний Shiseido Group заявила о приостановке поставок продукции в России. Американская компания Procter&Gamble (бренды Gillette, Oral-B, Pampers, Naturella, Ariel и др.) в значительной степени сократит ассортимент своей продукции в России и прекратит все инвестиции в страну. Один из мировых лидеров по производству товаров повседневного спроса Unilever (бренды Rexona, Dove, Axe и др.) приостановит экспорт продукции в РФ, а также ее импорт из России. Закрывает свои магазины и сеть Sephora, входящая в люксовый холдинг LVMH. Британский The Body Shop также временно останавливают работу в России магазинов и сайта.
«Рассчитываем на увеличение спроса»
На этом фоне у российских производителей появился шанс нарастить продажи после ухода большей части конкурентов. «Мы находимся в едином информационном поле, в котором западные компании одна за другой объявляют об уходе с российского рынка. Конечно, в связи с этим мы рассчитываем на увеличение спроса на отечественную продукцию. Ведь женщина остается женщиной — она хочет быть ухоженной и продолжает пользоваться кремами, средствами для волос, косметикой для тела, парфюмерией и наносит макияж. И еще важный момент — за последние годы на рынке появились сильные отечественные бренды, которые приобрели популярность как в нашей стране, так и за рубежом. То есть, доверие покупателей к отечественным продуктам и брендам выросло», — считает руководитель отдела по развитию и маркетингу собственных торговых марок (СТМ) сети «Рив Гош» Елена Власова. Среди СТМ этой сети — такие марки как Eva Mosaiс, «Гурмандиз», РГ Professional, Easy Spa, Five elements и др., часть из которых выпускают на заводе в Петербурге. В «Рив Гош» намерены увеличивать производство СТМ. «Это, конечно, не совсем быстрый процесс, который может растянуться до полугода», — отметила Елена Власова.
«Рассчитываем на кратный рост [спроса на отечественную продукцию]», — оптимистично настроены в компании Levrana (петербургский производитель натуральной косметики). В компании рассчитывают увеличить выпуск своей продукции в несколько раз, это займет от одного до трёх месяцев, в зависимости от вида товаров.
«При должном объеме заказов запустить и расширить производство не так уж и сложно», — заявили в ООО «Косметическая фабрика «ИРИДА-НЕВА» (производит оттеночные шампуни и бальзамы, гели для стирки).
Санкции ударили по сырью
Осложнить расширение мощностей могут сложности с поставками сырья. Практически все российские производители используют импортное сырье и компоненты, а также упаковку. Первыми на российском рынке об этом заявили в компании Faberlic. «Сейчас против России введены очень серьезные санкции. Их цель — не только ослабление государства, но и ухудшение жизни обычных людей. Дефициты, отсутствие некоторых товаров, повышение цен — всё это уже началось <…> В сложившейся ситуации происходят задержки поставок сырья и комплектующих из других стран», — сказано в заявлении на официальной странице Faberlic в соцсети. Впрочем, информацию о приостановке работы завода Faberlic в Бирюлево из-за дефицита сырья в компании опровергли.
С похожими трудностями сталкиваются и петербургские производители. «К сожалению, на данный момент есть такая проблема. Но наши поставщики активно ищут решение, и в ближайшее время выход будет найден. Все будет упираться лишь в конечную цену», — сообщили в «ИРИДА-НЕВА». В компании отметили, что «проверенные надежные поставщики» заинтересованы в бесперебойных поставках на территорию РФ, но сейчас идет активная перестройка логистических путей.
«Поиск и проверка новых поставщиков, тестирование продуктов — процесс не быстрый и может занимать до четырех-шести месяцев. Усложняется система самих поставок. Увеличивается транспортное плечо, в том числе из Юго-Восточной Азии», — сообщили в «Рив Гош». Насколько может усложнится логистика, в компании прогнозировать не берутся.
«Часть сырья мы уже производим самостоятельно, например, эмульгаторы и часть активов. Мы уже переделываем рецептуры таким образом, чтобы забыть про европейских поставщиков. В планах — полное импортозамещение и возрождение отечественной сырьевой базы», — заявили в Levrana.