Строймаркеты впервые столкнулись с жесткой конкуренцией в Сети
В Петербурге перестали появляться новые DIY-гипермаркеты. Еще два года назад практически все значимые игроки рынка заявляли о планах ежегодно открывать в Петербурге по несколько магазинов, однако в 2015 году в городе открылась только одна новая площадка.
Конкуренция на рынке DIY-товаров переходит в интернет. Одним из главных трендов 2015 года стало то, что к развитию онлайн-торговли стали активно подключаться международные сети. В 2015 году электронные магазины в Петербурге запустили сразу два крупных ретейлера — Leroy Merlin и OBI. Эксперты уверены, что для транснациональных компаний развитие интернет-торговли — единственная возможность успешно конкурировать с петербургскими игроками.
Плюс на минус
За 2015 год в Петербурге появился только один новый DIY-гипермаркет. Его открыл бренд Leroy Merlin. При этом Петербург продолжает сохранять за собой прочное лидерство по насыщенности торговыми площадями этого формата. По данным INFOLine, в начале 2016 года в Северной столице работало 44 DIY-магазина общей площадью 350 тыс. кв. м. В Северо-Западном федеральном округе на 1000 человек приходится 71 кв. м. площадей универсальных сетей DIY, что почти втрое больше среднероссийских показателей.
Бизнес DIY-ретейлеров развивается на фоне постепенного сокращения оборота. По оценкам генерального директора INFOLine Ивана Федякова, за 2015 год совокупный объем продаж петербургских DIY-ретейлеров сократился на 5%.
Смещение акцентов
Сокращение спроса в традиционных магазинах заставляет участников уделять больше внимания альтернативным каналам продаж — в первую очередь интернет-торговле. Так, у «СТД Петрович», по данным гендиректора сети Евгения Мовчана, дистанционные продажи (включая интернет и call-центр) приносят 70% выручки. «Пока основная доля, конечно, принадлежит call-центру, — цитирует Е.Мовчана INFOLine. — Если брать за 100% чисто дистанционные каналы, то 60% — пока call-центр, 40% — интернет. Однако мы уже сейчас видим, что у нас идет активный переток людей из call-центра в онлайн, этот сегмент растет очень быстро. По компании мы за 2015 год приросли по обороту сайта на 85%».
У сети «Максидом», по словам члена совета директоров компании Марии Евневич, продажи через интернет за 2015 год выросли на 50%. «По итогам 2015 года на интернет-продажи пришлось 1,7% от оборота, а за первый квартал 2016 года доля интернет-продаж составила более 2,5%», — говорит М.Евневич, однако добавляет, что за ближайшие три года компания планирует увеличить долю онлайн-продаж до 10%.
Конкуренция в Сети
Новым трендом на рынке стало то, что в 2015 году лидеры оффлайн-торговли DIY — Leroy Merlin и OBI — запустили интернет-магазины. «Только в феврале 2016 года наш товарооборот и количество заказов увеличились вдвое по сравнению с прошлым годом, — комментирует РБК Петербург развитие интернет-торговли директор по маркетингу Leroy Merlin Филипп Мужо. — Маржа онлайн-продаж также растет, приближаясь к показателям традиционного магазина».
Характерно, что для международных игроков DIY Петербург стал стартовой площадкой для развития интернет-торговли в России, подчеркивает Иван Федяков. По его мнению, активно расширять онлайн-продажи транснациональные компании заставляет обострившаяся конкуренция и дефицит площадок для открытия новых торговых точек. «Международные игроки исчерпали возможности для развития оффлайновой торговли, не успев при этом открыть достаточного количества магазинов, чтобы успешно конкурировать с крупными местными игроками, — считает И.Федяков. — В этих условиях интернет-торговля становится единственной стратегически перспективной площадкой для конкуренции и создает возможность постепенно «отъедать» долю рынка у петербургских сетей».