Санкт-Петербург и область, 11 июл 2020, 12:32

Наивный реализм: почему петербуржцы перестали бояться COVID

Читать в полной версии

Петербургские власти постепенно снимают ограничения, введенные из-за пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19). В городе открываются парки, салоны красоты, магазины при условии соблюдения мер предосторожности, в том числе ношения масок. Горожане, однако, далеко не всегда соблюдают эти требования — обрадованные июньскими сообщениями о снижении числа заболевших и выходом из изоляции, многие из них забыли и о дистанции, и о масках, и о своем вчерашнем страхе заболеть пневмонией и попасть в больницу.

РБК Петербург спросил экспертов в области эпидемиологии и психологии, почему, по их мнению, горожане всё чаще стали пренебрегать введенными рекомендациями, несмотря на то, что заболеваемость коронавирусом в Петербурге вновь начала расти.


Дмитрий Ковпак, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии:

«Ряд психологических факторов объясняет, почему люди перестали боятся коронавируса. С одной стороны, люди сами берут на себя ограничения, связанные с изоляцией. С другой стороны, они становятся настойчивыми рекомендациями властей. Отсюда со временем и накопленной усталостью возникает сопротивление внешнему давлению, агрессия от формы раздражения до протестного поведения. Она дополняется бытовыми трудностями — такими, как рутинность и монотонность деятельности, обстановки, контактов, как например круглосуточное общение с близкими, к которому люди не привыкли. Чтобы всему этому противостоять, человек использует психологическую защиту. Она, в свою очередь, приводит к когнитивным искажениям, и сама является их частью. Так, например, на поведение оказывает влияние наивный реализм — если я не вижу вируса, значит его не существует.

Появляются идеи, которые полгода назад всё общество посчитало бы бредовыми. Например, что коронавирус придумали власти, чтобы загнать всех людей в бетонные коробки квартир и управлять ими. Что «это всё» придумали для того, чтобы чипировать население через последующие прививки. В некоторых странах граждане сжигают вышки 5G — уверенные в том, что коронавирус передаётся через них.

Когнитивные искажения связаны и с влиянием авторитетов. Если в моём окружении люди не носят маски, перчатки, нарушают социальную дистанцию, они подумают обо мне плохо, если я не буду делать то же самое. Человек получает позитивное подкрепление в окружающем мире — смотрит на улицу, а там все без масок. Думает: «Да я сам сегодня пожимал руку нескольким людям, обнимался с друзьями и не заболел. Всё нормально, все здоровы, вирус, даже если он есть, не страшен».

Есть люди, для которых пандемия создала проблемы, связанные не с состоянием здоровья, а с ограничениями в передвижении, в действиях. То есть, всё это время для человека была одна проблема — власти запретили выходить из дома, закрыли рестораны и магазины. Открытие этого всего воспринимается как решение проблемы. Хотя для здравомыслящего человека очевидно, что решить проблемы, вызванные пандемией, может вакцина или специальное лекарство, которых пока нет (а кандидаты еще не подтвердили свою эффективность и безопасность).

Человек на позитиве выходит на улицу и не видит, что происходит в реанимациях, как страдают люди, какие мысли им приходят в голову перед смертью. Давайте по факту: пандемия продолжается, число заразившихся в Петербурге растёт, у нас в городе самая высокая смертность от коронавируса в России. Но люди считают, что «всё закончилось», потому что под воздействием перечисленных выше психологических факторов логика не работает. Человеком овладевают эмоции, которые диктуют линию мышления и поведения. В угоду своему сиюминутному состоянию человек жертвует гораздо более значимыми вещами, как своё здоровье или даже жизнь. В этом самая большая проблема иррационального мышления.

Люди могут испугаться коронавируса снова, если они сами заболеют или заболеют их близкие. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Люди по-настоящему меняют свои убеждения, когда сталкивают с какой-то проблемой, болью от этой проблемы. Это людей отрезвляет. Но это пост-фактум отрезвление. Мы как вид Homo sapiens сильны своей разумностью, критическим мышлением и возможностью упреждения проблем. Так давайте же пользоваться своими сильными сторонами и преимуществами, во благо себя, близких и общества».


Надежда Сатосова, врач-эпидемиолог «Медицинского центра «XXI век»:

«Незначительный ежедневный прирост заболеваемости коронавирусом в Петербурге, который мы наблюдаем в последних отчетах оперштаба, говорит об эффективности введённых ограничительных мер. Эпидемиологи изначально прогнозировали, что как только начнутся послабления, будет прирост заболеваемости. Так было и в Москве, и в Европе. Насколько сейчас оправдано послабление этих мер, насколько удалось растянуть пик заболеваемости — в перспективе покажет статистика.

Но возможность сегодня заразиться новым коронавирусом сохраняется. Течение болезни по прошествии нескольких месяцев не стало легче. Классическая теория эпидемического процесса говорит нам о том, что многократные пассажи возбудителя через организмы людей с разной восприимчивостью, снижают его вирулентность (степень способности любого микроорганизма вызвать заболевание или гибель организма — ред.) и патогенность. Но небольшой период наблюдения не дает возможности утверждать, применима ли эта теория в отношении нового коронавируса.

Сейчас люди просто устали от масок, я их понимаю. Летом в них жарко. Но стоит сохранять осторожность. Улица, парки- это самое безопасное место. Вероятность заражения в сотни раз меньше на открытом воздухе, чем в помещении. Маска нужна там, где нет возможности соблюдать социальную дистанцию — минимум метр, лучше полтора. Например, перемещаться в общественном транспорте или ходить в магазин без маски — рискованно. В целом, когда вы вынуждены какое-то время находиться рядом с незнакомым человеком с неизвестным статусом (то есть, вы не знаете, болеет ли он или его родные), маска на лице желательна.

Предполагаю, осенью, в случае возобновления занятий в школе и полноценной работы дошкольных учреждений, среди детей неизбежно будет циркулировать коронавирус. Например, детский сад — это только первый шаг к формированию гигиенических навыков: дети только начинают осваивать все мероприятия, направленные на борьбу с новой инфекцией — гигиена рук, дистанция. В дежурных детских садах уже сейчас есть вспышечная заболеваемость, когда фиксируется 2-3 случая инфекции. Дети значительно легче, чем взрослые, переносят COVID-19 — и в то же время они являются опасным источником для своих родителей, и, особенно, бабушек и дедушек.

Однако, я считаю, что прошло ещё недостаточно времени с момента появления нового вируса, чтобы делать глобальные прогнозы. С одной стороны, известно, что есть бессимптомное течение инфекции и есть работы, демонстрирующие, что, бессимптомное течение формирует иммунитет далеко не в 100% случаев. С другой стороны, всех радуют некоторые моменты — например, то, что новый вирус не настолько изменчив, чтобы не было возможности создать против него вакцину. Высока вероятность, что эта вакцина будет сезонная, как вакцина против гриппа. В России ведется изучение иммунной прослойки населения на небольшой выборке. Мы понимаем, что как только 25-30% населения перенесут инфекцию и получат антитела, это позволит новому коронавирусу стать сезонной болезнью. Этих показателей уже достигли Москва и Московская область. А как только антитела будут у 60% населения, COVID-19 возможно выпадет и из сезонных болезней. Но для этого нужно время».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Записала: Виктория Саитова

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех