Санкт-Петербург и область, 11 июл 2021, 15:29

В РЖД рассказали о новой скоростной магистрали Москва — Петербург

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Компания РЖД объявила о рисках проекта высокоскоростной магистрали Петербург-Москва (ВСМ), возникших из-за дефицита рабочей силы и подорожания стройматериалов. В то же время эксперты считают, что главные риски — системные, связанные с организацией въездов и выездов из Москвы, а особенно из Санкт-Петербурга. Об этих рисках РЖД не упоминает.

Новые риски

Замглавы РЖД Олег Тони, курирующий проект ВСМ Петербург-Москва, на парламентских слушаниях в Совете Федерации объявил о возникших рисках проекта. Соответствующие расчеты в РЖД проведены, заявил он. О том, к чему они конкретно приведут (к какому увеличению затрат и сроков реализации), он не сообщил. Упомянул лишь о возможном сдвиге сроков «производства высокотехнологичных изделий, которые под этот проект сейчас разрабатываются и будут производиться в стране впервые».

Как уже сообщал РБК Петербург, оба риска обусловлены коронавирусными проблемами. Дефицит в строительном сегменте рынке труда в наибольшей степени вызван отъездом мигрантов на родину и невозможностью вернуться из-за карантинов и закрытия границ. Рост цен на стройматериалы произошел главным образом из-за коронакризисной дестабилизации мировой экономики.

Из заявления Тони непонятно, что он предлагает — то ли увеличить смету проекта, то ли отложить начало его реализации до стабилизации ситуации со стройматериалами и на рынке труда, которые скорее всего возможны лишь по окончании пандемии COVID-19.

Системные проблемы

Между тем, ранее эксперты говорили о серьезных системных проблемах проекта ВСМ, связанных с организацией въездов и выездов из Москвы и, особенно, из Петербурга. Петербургские градозащитники, специалисты по транспорту и архитекторы настаивают на неоптимальности выбора места для вокзала ВСМ в Петербурге. Так, градозащитники указывают на недопустимость разрушения исторических зданий бывших складов Северного страхового общества (Кокоревские склады) на Лиговском пр., 52, где запланирован новый вокзал. Специалисты по транспорту и архитекторы утверждают, что выбранное место приведет к транспортному коллапсу в городе.

Один из самых авторитетных специалистов в этой сфере, руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн считает, что проблема еще серьезнее. «Главная проблема сейчас — не снос бывших Кокоревских складов и даже не конкретное место размещения вокзала для ВСМ. Не решены более глобальные вопросы. Первостепенный, на мой взгляд, — это неготовность инфраструктуры Петербурга для увеличения пассажиропотока до 30 млн пассажиров при запуске ВСМ. Такое увеличение прогнозирует РЖД. При нынешней инфраструктуре район Лиговки захлебнется. Лиговский проспект не справится с таким пассажиропотоком, — заявил он РБК Петербург. — Из-за этих проблем сама ВСМ станет бессмысленной — сэкономив, по расчетам РЖД, 90 минут пути по ВСМ (по сравнению с нынешней линией), люди будут терять порядка 30-40 минут на то, чтобы подъехать к новому вокзалу или уехать от него».

Эксперт считает, что для того, чтобы ВСМ полноценно заработала, надо создать адекватные подъезды к вокзалу: устроить подключение к строящейся широтной магистрали ВСД и к КАДу. Кроме того, надо найти место для длинных перронов, не менее 200-300 метров, с возможностью размещения вдоль них зоны ожидания легкового транспорта. Причем все это надо решать комплексно, вместе с Московским вокзалом, который надо полностью реконструировать. «Все можно сделать, если решены основные вопросы, если мы получаем в результате понятную ситуацию, — считает Никита Явейн. — Но я пока не вижу ответов на главные вопросы, нет внятной схемы обустройства всего транспортного узла». Судя по имеющейся информации, никаких изменений в первоначальной концепции ВСМ пока не предусмотрено.

Справка

Проект ВСМ Петербург-Москва, который разрабатывает РЖД в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина, предусматривает создание первой в России двухпутной электрифицированной железнодорожной линии для движения поездов со скоростями до 400 километров в час. Время в пути займет 2 часа 15 минут без учета остановок. Стоимость ВСМ с учетом предоставления налоговых льгот пока оценивается в 1,39 трлн рублей. По предварительным подсчетам, пассажиропоток новой линии к 2030 году составит 23,3 миллиона человек. Окончание строительства ВСМ планируется в конце 2027 года, а входы и выходы из Москвы и Петербурга необходимо ввести в эксплуатацию в 2024 году.

Повтор публикации от 07.07.2021 

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России