В Петербурге снова закупают дизельные автобусы. А где обещанный газ?
Петербургское ГУП «Пассажиравтотранс» опубликовало тендеры на закупку 105 автобусов разных классов, эксплуатируемых на дизельном топливе. Согласно данным конкурсной документации, предприятие готово заплатить за партию более 1,7 млрд рублей. На вопрос журналистов о том, почему ГУП закупает не газомоторную технику, которую «обещала» городу транспортная реформа, представитель предприятия ответил, что это не обязательное требование.
Сотня автобусов на дизеле
50 автобусов большого класса ГУП поделил на два аукциона, каждый из которых оценивается в 499,2 млн рублей. Часть из этих автобусов должна выйти на маршруты Санкт-Петербурга до 30 сентября, остальные — до 31 октября 2022 года. Третий аукцион включает в себя 55 автобусов среднего класса стоимостью 769,5 млн рублей, 25 из них должны поступить до 31 октября, остальные — до 30 ноября 2022 года.
Предполагается, что все автобусы будут принадлежать экологическому классу Евро-5, у машины будет низкий пол, они будут доступны для маломобильных граждан. Маршруты, которые будут обслуживать дизельные автобусы, определят после поставок.
Специалисты, опрошенные «Деловым Петербургом», предполагают, что автобусами среднего класса станут ЛиАЗ-4292, большого класса — белорусский МАЗ или российский Volgabus. Именно эти марки соответствуют прописанным в техническом задании требованиям.
Почему не газ?
Эксперты обратили внимание на тот факт, что городское предприятие будет закупать технику, использующую в качестве моторного топлива дизельное топливо, а не газ. Как писал РБК Петербург, ранее профильные петербургские чиновники утверждали, что переход на газомоторное топливо станет важным элементом транспортной реформы. В Комитете по транспорту Смольного, например, говорили, что скоро 87% всех автобусов в городе будут работать на сжиженном природном газе, 13% — на компримированном.
Хотя многие эксперты предупреждали о возможных проблемах с газозаправочной инфраструктурой, власти надеялись на ускоренный ввод в эксплуатацию новых компримированных заправок (с СПГ, по их словам, проблем нет). Сейчас таких АЗС в Петербурге 15, 14 из которых принадлежат «Газпром газомоторное топливо». На них заправляются не только автобусы, но и дальнобойщики, и легковые автобмобили, и коммерческий транспорт. До конца 2022 года планируется ввести в эксплуатацию только один объект, до конца 2023 года — еще четыре.
Газ для частников
Сам «Пассажиравтотранс» закупку дизельной техники объяснил тем, что исключительно газовые машины сейчас обязательны только для частных компаний, задействованных в реформе. «Закупка подвижного состава на природном газе являлась одним из условий новой модели транспортного обслуживания для коммерческих перевозчиков. «Пассажиравтотранс» ежегодно закупает автобусы как на классическом дизельном топливе, так и на альтернативном по утверждённому плану...», — приводит цитату пресс-службы перевозчика «Деловой Петербург».
Представитель предприятия сообщил, что в этом году ГУП закупил 48 машин на компримированном газе. Число газовых автобусов у «Пассажиравтотранса» от общего количества составляет менее 10%.