Петербуржцев массово обманывают «липовые» поставщики услуг ЖКХ
В Петербурге отмечен всплеск активности мошеннических компаний, навязывающих гражданам услуги по проверке различных бытовых приборов, — главным образом, квартирных счетчиков воды и газового оборудования. По словам специалистов, это не только создает недобросовестную конкуренцию в сфере ЖКХ, но и чревато тем, что гражданам придется дважды платить за одну и ту же услугу.
Все оттенки серого
Проблема фальшивых проверяющих обсуждалась представителями петербургского УФАС и Жилищной инспекции на пресс-конференции в ТАСС 10 июля. Актуальность проблемы подтвердила президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова.
Пользуясь тем, что регулярная проверка счетчиков по закону обязательна (если гражданин хочет продолжать пользоваться этим счетчиком), некие компании (а иногда и просто физлица) бросают в почтовые ящики жильцов уведомления о необходимости срочной проверки их приборов учета, поскольку у них заканчивается срок эксплуатации (обычно — 6 лет). Все это квалифицируется как введение потребителей в заблуждение.
Как разъяснила заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС Марина Никитина, недобросовестность компаний проявляется в двух аспектах. Во-первых, таким признаком является сама рассылка по почтовым ящикам уведомлений от лица известных ресурсоснабжающих организаций, в которых в весьма агрессивной форме (угрожая крупными штрафами) компании призывают граждан немедленно вызвать именно их сотрудников для проведения проверки. Иногда, говорит представитель УФАС, уведомление имитирует официальную компанию формой бланка, похожим названием и др., но указанные штрих-коды не работают, телефоны относятся к другим организациям или просто не отвечают.
Вторым признаком недобросовестности Марина Никитина называет отсутствие у компании соответствующей аккредитации. Проверить ее наличие можно в открытом федеральном реестре. Если рассылающая грозные уведомления компания содержится в этом реестре, то ее недобросовестность заключается по меньшей мере (если услуга гражданам оказывается по всем правилам) в нарушении закона о защите конкуренции, поясняют в УФАС. Это грозит компании официальным предупреждением от антимонопольного ведомства и, при отсутствии должной реакции, последующим наложением штрафа. Если же компания не имеет аккредитации или берет с граждан деньги, не оказывая услуги, — это имеет признаки мошенничества. В таких случаях дело передается в Следственный комитет.
Мошенничество не имеющей аккредитации компании заключается в том, что даже если она осуществила проверку, то результаты не могут быть внесены в базу — открытый госреестр «Аршин». Это эквивалентно неоказанию услуги — гражданам придется проверять счетчик заново.
Статистика жалоб
По данным петербургского УФАС, за прошлый год в ведомство поступило 25 — 30 жалоб на псевдо-квитанции, за первую половину нынешнего года — 10. Но Гульнара Борисова, по опыту своей ассоциации, утверждает, что это лишь «вершина айсберга»: «На самом деле таких случаев гораздо больше, просто наши люди не любят жаловаться в госорганы».
По словам эксперта, корректная проверка (для продления срока эксплуатации) осуществляется по призыву управляющей домом организации, которая уведомляет о необходимости ее проведения в личном кабинете на сайте «Единого информационно-расчётного центра Санкт-Петербурга» и предлагает воспользоваться услугами одной из аккредитованных компаний по выбору потребителя. «В корректной работе квартирных счетчиков заинтересована только управляющая домом организация. Потому что с «Водоканалом» она рассчитывается по показаниям общедомового счетчика и если счетчик в какой-то квартире неисправен, дает заниженные показания, то управляющая организация просто не получит надлежащий платеж, — утверждает Гульнара Борисова, добавляя, что это справедливо и для граждан, имеющих прямые договоры с «Водоканалом». — Поэтому именно управляющая организация отслеживает сроки проверки и следит за тем, чтобы она происходила корректно». Во всех подобных случаях обращаться в свою управляющую организацию призывают и чиновники.
Вообще говоря, отмечает эксперт, сейчас стоимость проверки лишь ненамного ниже стоимости нового счетчика, а проверка может обнаружить неисправность, что потребует замены счетчика на новый — поэтому разумно просто купить новый счетчик и заменить им старый. Это потребует гораздо меньших усилий и времени, к тому же, ресурс нового счетчика больше, чем у проверенного, а это значит, что в следующий раз эта проблема возникнет не скоро — через 6 лет. В случаях, например, требований «левых» компаний срочно заменить электросчетчик или пробки-автоматы следует обращаться в «Петроэлектросбыт», советуют собеседники РБК Петербург.