Путь к свету: почему дачники не могут найти управу на энергетиков
За первое полугодие 2015 года в ФАС по Ленинградской области поступило около 700 жалоб на действия энергосетевых компаний. «Мы можем оперативно реагировать только на такие нарушения, когда сетевая компания уклоняется от заключения договора техприсоединения, то есть, нарушает сроки, или включает в техусловия неправомерные требования», - комментирует руководитель Ленинградского УФАС Александр Плетешков. По информации курирующего сферу монополий замруководителя Ленинградского УФАС Глеба Коннова, таких жалоб только 17%.
По информации Ленинградского УФАС, за первую половину 2015 года в отношении электросетевых компаний возбуждено 25 дел (в основном коллективных – путем объединения десятков или даже сотен однотипных жалоб в одно дело). Из них 12 - в отношении ОАО «Ленэнерго», одно – против ОАО «ЛОЭСК», одно – в отношении ОАО «ОЭК». По 18 делам выданы предписания. Также выдано около 70 предупреждений. Наложено штрафов на сетевые компании на общую сумму порядка 32 млн рублей.
Около трети всех жалоб, которые могут быть рассмотрены УФАС, приходится отвергать по формальным причинам, говорит А.Плетешков. По словам Г.Коннова, больше всего таких жалоб поступает от членов садоводческих некоммерческих товариществ и дачных некоммерческих партнерств. «Они жалуются, что их дома не подключают к электросети, что правление товарищества или партнерства требует с них большие деньги за подключение, препятствуют заключению прямого договора энергоснабжения со сбытовой компанией и т.д. и т.п. Но мы просто формально не имеем права рассматривать подобные жалобы, потому что в этих историях сетевые компании напрямую не участвуют», - объясняет Г.Коннов. Садоводства не являются сетевыми компаниями, хотя на практике и организуют распределение электроэнергии по домам поселков. К тому же потребителем, заключавшим договор с сетевой и сбытовой компаниями, формально является компания-застройщик поселка. «Это коллективные потребители электроэнергии (и других ресурсов) и свои внутренние разногласия они должны разрешать сами на основании устава, в крайнем случае – в суде общей юрисдикции. Покупатели участков должны в самом начале, на стадии покупки, поинтересоваться условиями пользования инфраструктурой поселка. Потому что очень часто корень зла – в злоупотреблениях застройщиков или девелоперов, которые создают «свои» садоводства и дачные партнерства и требуют огромные деньги за подключение к инфраструктуре или перепродают гражданам энергоресурсы по сильно завышенным ценам. Мы не имеем права вмешиваться в такие споры», - говорит Г.Коннов.
Около 20% жалоб оставляются без рассмотрения из-за отсутствия документов, которые в соответствие с правилами обращения в антимонопольные органы (есть на их сайтах) необходимо прикладывать к заявлениям. «Очень часто люди не дают себе труда приложить даже копии заявок на техприсоединение (если компания затягивает выдачу договора) или текстов договоров (если заявитель считает, что ему накрутили техусловия) - самых минимальных доказательств наличия нарушения», - сетует начальник отдела естественных монополий УФАС Федор Белинский.
Кроме того, с принятием Госдумой так называемого «четвертого антимонопольного пакета» законов, которое ожидается в конце 2015 года, ФАС будет лишено права рассматривать жалобы физических лиц (они составляют порядка 95% всех обращений в УФАС). Гражданам придется обращаться в Роспотребнадзор или в суды.