Санкт-Петербург и область, 11 сен 2018, 12:52

Петербургский бизнесмен запустил крупный проект в Европе

Читать в полной версии
(Фото: Владислав Шатило / РБК)

Совладелец «Петербургского нефтяного терминала» Михаил Скигин развивает в Латвии проект в сфере альтернативной энергетики. Бизнесмен запустил в пригороде Риги первую в стране электростанцию, работающую на сжиженном природном газе (СПГ).

Вместо газопровода

Как рассказал Михаил Скигин корреспонденту РБК Петербург, объем хранилищ СПГ станции составляет 120 куб. м, мощность электрогенерации — 4 МВт. Инвестиции в строительство электростанции, по словам Скигина, составили $3 млн, окупить их планируется за 4-5 лет.

«Проект обеспечивает нужды находящегося рядом гранульного завода — это основной клиент. Но, если будут остатки неиспользованного электричества, у нас будет возможность отправлять их в общую электросеть», — рассказывает Скигин. По его оценкам, на всю Латвию необходимо 20 подобных электростанций с разной мощностью в зависимости от потребностей бизнеса.

В Риге бизнесмен планирует реализовать похожий, но намного более масштабный проект, для которого уже получено разрешение на строительство. На первом этапе объемы хранилищ СПГ для этого проекта составят 20 тыс. куб. м, на последующих этапах они будут увеличены до 40 тыс. куб. м.

Инвестиции в рижский проект оцениваются на уровне $70 млн. На его реализацию планируется привлекать заемные средства. По словам Скигина, этот проект включает в себя также развитие бункеровки СПГ в Латвии, а также создание сети автозаправочных станций (АЗС) с СПГ для грузовиков.

«Стратегия компании в развитии проектов СПГ — восполнить потребность в электроэнергии в местах, где не проведен газопровод», — говорит Скигин. По его словам, для экспансии компания рассматривает разные страны — сейчас, например, изучает возможность реализовать такой проект на Мальдивах.

Балтийские перспективы

По словам гендиректора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, страны Балтии «активно работают в направлении сокращения зависимости от газа», поставляемого «Газпромом» по трубопроводам. Поэтому проекты, нацеленные на использование СПГ, могут рассчитывать на поддержку со стороны федеральных и местных органов власти, полагает он. «Учитывая ужесточение требований к судовому топливу, уже с 2020 года в странах на побережье Балтийского и Северного морей значительно увеличится потребление СПГ судоходными компаниями», — говорит эксперт.

Он уверен, что с учетом уникальных логистических преимуществ у Ленинградской области существует значительный потенциал развития производства и потребления СПГ. Проекты в Ленобласти, например, есть у «Газпрома» и «Новатэка». Так, «Газпром» ведет строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ в районе компрессорной станции «Портовая» и осуществляет подготовку к реализации проекта создания крупнотоннажного завода «Балтийский СПГ» в районе порта Усть-Луга. Первую очередь завода по выпуску СПГ мощностью более 660 тыс. т в год планирует в первом квартале 2019 года запустить «Криогаз», совместное предприятие «Газпромбанка» и «Новатэка».

«СПГ является не только товаром с высоким экспортным потенциалом, но и чрезвычайно перспективным заменителем бензина и дизеля в качестве моторного топлива», — отмечает Бурмистров. Он напоминает, что в настоящее время на Северо-Западе России начинается реализация ряда проектов, предусматривающих строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В Ленинградской области у «Газпрома» действуют две станции в Гатчине и Кингисеппе, а также два модуля для заправки компримированным природным газом на АЗС — в Тихвине и Тосно. К 2020 году «Газпром» планирует построить в Ленинградской области еще шесть АГНКС.

Аналитик Центра энергетики бизнес-школы управления «Сколково» Александр Собко, в свою очередь, напоминает, что пока в России есть считанное число мини-заводов по производству СПГ общей мощностью 80 тыс. т в год. «Но определенный потенциал для роста российского сектора мини-СПГ есть: и в сфере автономной газификации удаленных регионов (где замещаться будут сжиженные углеводородные газы или дизельное топливо) и в сфере использования СПГ в транспортном сегменте, в том числе в качестве топлива для грузового транспорта», -говорит эксперт.

«Напрямую сравнивать ситуацию в России и Латвии (или другом импортере газа) некорректно, считает аналитик. «Латвия является импортером газа, в результате цены на импортируемый сетевой газ находятся на «европейском» уровне цен (сейчас биржевые цены на газ в Европе уже превысили отметку $300/тыс. кубометров, а цены для конечных потребителей даже выше), а стоимость СПГ близка к этим ценам. В то же время в России регулируемая цена на сетевой газ сейчас в три раза ниже цен на газ в странах ЕС. А СПГ за счет дополнительных расходов на сжижение и транспортировку оказывается значительно дороже сетевого газа», — поясняет Собко.

Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы