В.Путин создаст новый сырьевой университет в Петербурге
Национальный минерально-сырьевой университет "Горный" (Санкт-Петербург) и Фрайбергская горная академия (Германия) намерены создать совместный сырьевой университет. Как говорится в сообщении на официальном сайте петербургского вуза, этот вопрос обсуждался во время рабочей встречи в Дрездене.
Совместный российско-германский вуз будет носить имя Михаила Ломоносова. Стороны - представители органов власти Петербурга и Саксонии, бизнес-структур, ректоры обоих вузов Владимир Литвиненко и Бернд Майер - согласовали план работ по подготовке материалов для подписания меморандума, которое произойдет в рамках визита в Германию президента Российской Федерации Владимира Путина.
Задачами нового университета станут подготовка специалистов международного уровня, в том числе для работы на предприятиях, реализующих совместные проекты двух государств в области минерально-сырьевого комплекса, а также научные исследования в этой сфере. Обучение будет происходить как в Петербурге, так и в Германии.
Эксперты прогнозируют, что такая модель сотрудничества может стать вполне успешной. В последнее время большинство аналитиков сходятся во мнении, что отсутствие в России университетов мирового класса связано с двумя важными особенностями. Во первых, отечественные вузовские педагоги пока слабо вписываются в открытое академическое пространство и «транснациональную» университетскую среду. Как полагает директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, проректор Мария Юдкевич, российская академическая культура пока остается достаточно закрытой, самодостаточной. Конкуренция преподавателей ограничена узким локальным рынком, что совершенно не характерно для открытого академического пространства. Все это влияет на уровень преподавания в высшей школе.
Во-вторых, сейчас слабо проработана адаптация университетов к запросам рынка труда. Как пишет OPEC, под давлением платежеспособного спроса со стороны населения региональные инфраструктурные и отраслевые вузы попытались конкурировать с классическими университетами, открыли непрофильные факультеты (например, экономики, права и пр.) и во многом утратили связь с работодателем. Многие инфраструктурные вузы качественно деградировали, утратили часть своей аудитории и ресурсов.