Организатор взрыва в McDonalds приговорен к 15 годам
В городском суде Санкт-Петербурга в понедельник, 12 января 2009 года, поставлена точка в нашумевшем деле о взрывах в кафе McDonalds на Невском проспекте и цветочного ларька у станции метро "Владимирская". Горсуд приговорил двух из трех обвиняемых в организации взрывов в феврале 2007 года к 15 и 6 годам колонии, третий подсудимый получил 7 лет условно с испытательным сроком в 5 лет.
Первому из молодых людей, которого следствие считало организатором двух взрывов, гособвинение просило назначить 18 лет лишения свободы. Однако присяжные вынесли ему наказание в виде 15 лет отбывания в колонии строгого режима. Подсудимый, которому дали 6 лет лишения свободы, будет находиться в колонии общего режима. Всем подсудимым зачтено в срок наказания время нахождения в следственном изоляторе.
Реакция адвокатов обвиняемых последовала сразу после оглашения приговора. Они заявили о том, что намерены обжаловать наказание, назначенное судом. Как сообщил журналистам адвокат подсудимого, приговоренного к 15 годам лишения свободы, Александр Семенов, вердикт суда чрезмерно строг. После детального ознакомления с приговором правозащитник намерен подавать кассационную жалобу в суд высшей инстанции.
Другой правозащитник, Василий Дребот, отстаивающий интересы подсудимого, который получил 6 лет колонии, принятым решением удовлетворен, однако с отдельными пунктами приговора не согласен. Он также видит основания для обжалования вердикта. Третий же адвокат подсудимого, получившего условное наказание, с приговором суда согласен полностью.
Сторона же гособвинения пока не приняла решение об обжаловании приговора, все вопросы будут обсуждаться после детального изучения документов.
Сегодня также выяснилось, что, по мнению следствия, осужденные планировали еще два теракта. По словам представителя пресс-службы следственного отдела Следственного управления при городской прокуратуре Сергея Капитонова, осужденные намеревались взорвать маршрутку с курсантами милиции. Кроме того, следствию стало известно, что злоумышленники готовили взрыв в Доме кино во время кинофестиваля, посвященного борьбе с фашизмом и ксенофобией. Об этом сообщили сами преступники в ходе расследования. Обвинения в подготовке этих акций в дело о прогремевших взрывах не вошли
Следствие вообще не рассматривало националистические мотивы. Всех троих изначально обвиняли по статьям "терроризм" (п.а ч.2 ст.205 УК РФ), "незаконное изготовление оружия" (ч.2 ст.223 УК РФ) и "незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" (ч.2 ст.222 УК РФ). Затем обвинения были переквалифицированы - нападение у станции "Владимирская" посчитали хулиганскими действиями и соответствующую статью вменили двум из трех подсудимых.
В ходе судебных слушаний присяжные ознакомились с показаниями свидетелей, которые утверждали, что обвиняемые причастны к фашистской деятельности. Так, школьный приятель одного из обвиняемых утверждал, что вместе с обвиняемым состоял в организации "Славянская община".
Помимо этого, в суде в качестве свидетеля выступила женщина, сдававшая комнату в коммунальной квартире двум другим подсудимым. С ее слов, соседи по коммуналке жаловались на арендаторов комнаты и подозревали их в принадлежности к нацистским организациям. По их мнению, на это указывала специфическая одежда молодых людей. Однако новых, "националистических" статей к делу после показаний свидетелей не было добавлено.
Напомним, оба взрыва - в ресторане McDonalds на Невском проспекте и в цветочном ларьке у станции метро "Владимирская" - произошли в феврале 2007 года: 4 числа самодельное взрывное устройство сработало в цветочном ларьке, а 18 февраля взрыв прогремел в фаст-фуде (бомба была заложена под одним из столиков). Следствием установлено, что в обоих случаях взорвались самодельные устройства, изготовленные по принципу мины замедленного действия.
На скамье подсудимых по этому делу оказались четверо мужчин в возрасте от 17 до 27 лет. Лишь один из обвиняемых частично признавал свою вину. Остальные полностью отрицали свою причастность к происшествиям, а также свое участие в националистических организациях.