Многомиллиардными нарушениями в петербургском метро занялся СК
Следователи изучают выводы Контрольно-счетной палаты Петербурга (КСП) о финансовых нарушениях ГУП «Петербургский метрополитен» на 9 млрд рублей. Об этом перед торжественным празднованием Дня прокуратуры заявил прокурор Петербурга Сергей Литвиненко, передает "Фонтанка". Проверкой занимается центральный аппарат Следственного комитета РФ.
"Мы выявили неэффективное использование государственного имущества метрополитеном, – сообщил С.Литвиненко. – Составили по итогам проверки акт прокурорского реагирования, предприятие устранило нарушения. По факту нецелевого расходования денежных средств проверку проводит Следственный комитет", - цитирует издание главного прокурора города.
Ранее петербургским СМИ стало известно, что КСП выявила финансовые нарушения при строительстве и эксплуатации метро в 2011-2013 годах. Основной ущерб принесли заключенные предприятием инвестконтракты на строительство вестибюлей метро с многоэтажными торгово-развлекательными комплексами. Внимание аудиторов привлекли контракты по застройке 3,5 га земли на шести новых станциях метро. Участки для привлечения инвесторов к строительству наземных вестибюлей, совмещенных с ТРК, комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Смольного передал в период правления Валентины Матвиенко ГУП «Петербургский метрополитен». Метрополитен разместил контракты на закрытом конкурсе. В итоге на пяти станциях многоэтажные ТРК возведены структурами крупнейшего в городе владельца и оператора торговой недвижимости «Адамант» Игоря Лейтиса, Михаила Баженова и Евгения Гуревича. А более 10 тыс. кв. м коммерческих площадей на станции «Адмиралтейская» в двух шагах от Дворцовой площади построило ЗАО «Советник» холдинга «Петромир» Михаила Мирилашвили.
За право разместить на станциях коммерческую недвижимость и приватизировать на льготных условиях участок застройки инвесторы, по данным КСП, перечислили в казну от 1,5 млн руб. на станции «Звенигородская», 2,6 млн руб. - на «Бухарестской» и 7,8 млн руб. - на «Международной» до 70 млн руб. - на «Адмиралтейской». Приглашенный КСП независимый оценщик пришел к выводу, что даже самая высокая сумма компенсации занижена в 20 раз, сообщали СМИ.
В ходе проверки аудиторы выявили также 292 несогласованные с властями сделки ГУП, в которых «имелась заинтересованность» руководителя ГУП Владимира Гарюгина, а также обнаружили, что счета метрополитена размещены в банке «Санкт-Петербург», в наблюдательный совет которого входит Гарюгин. Кроме того, 33 объекта недвижимости метро не зарегистрированы в госреестре, а еще 13 (включая новые станции) стоимостью 36,7 млрд руб. эксплуатируются без разрешения на ввод, что может угрожать их безопасности. В отчете также отмечаются факты предоставления имущества метрополитена в аренду по заниженной стоимости или безвозмездно.
Петербургский метрополитен отвергает все выводы аудиторов. Начальник метрополитена Владимир Гарюгин в декабре говорил: «Никаких расхищений, никакого ущерба бюджету на 9 млрд рублей не было».
В конце декабря 2014 года ГУП оспорил выводы КСП в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленобласти. Заседание по делу назначено на 12 февраля 2015 года.
С жалобами на КСП в суд обратились также комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) и Дирекция транспортного строительства (подчиняется КРТИ), которых аудиторы также заподозрили в неэффективном расходовании средств. Как писал «Коммерсантъ», в КСП полагают, что Смольный и подведомственные ему структуры в целом нанесли с 2011 по 2013 год бюджету ущерб на сумму более 10 млрд руб. при финансировании транспортной инфраструктуры, включая строительство дорог и метро, а также нарушали многочисленные требования законодательства по обеспечению безопасности этих объектов.
Среди прочего, по данным КСП, Дирекция транспортного строительства при финансировании строительства дорог причинила ущерб городской казне на 5,7 млрд руб. Аудиторы отмечают, что 5,6 млрд руб. из них не попали в бюджет из-за того, что власти не взыскали штрафы с подрядчиков за срыв сроков работ и не потребовали погасить обеспечивающие их обязательства банковские гарантии. Вместо этого госзаказчик неправомерно продлевал сроки строительства и проектирования, даже не взыскивая пени. Ущерб городу также нанесен оплатой фактически невыполненных (или выполненных с отклонениями) работ, а также материалов и их перевозки по завышенной стоимости. Около 3 млрд руб. были потрачены «неправомерно», «неэффективно» или «необоснованно».