Санкт-Петербург и область, 12 фев 2022, 10:51

«Хоть умоляй врача»: пациенты столкнулись с новыми трудностями

Читать в полной версии
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

Вступивший в силу в начале 2022 года приказ Минздрава РФ фактически ограничил пациентов с онкологическими диагнозами в выборе медучреждений для лечения за государственный счёт. Как отметил в разговоре с РБК Петербург основатель и директор Фонда медицинских решений «Не напрасно», участник проекта «Герои года 2021» Илья Фоминцев, неоправданная, по его мнению, централизация коснулась и пациентов из Ленобласти, проходивших до этого года лечение в петербургских клиниках. Кроме того, за время пандемии, по его словам, серьёзно обострилась проблема финансирования системы онкологической помощи. В числе позитивных тенденций собеседник РБК Петербург назвал грядущую революцию в области методов лечения рака.


Илья Фоминцев, основатель и директор Фонда медицинских решений «Не напрасно»:

«Я думаю, что если глобально смотреть на то, что происходит, то можно признать, что в стране закончились деньги на медицину. Видимо, «ковид» сожрал всё, что планировалось потратить на онкологию. Ведь одновременно с этим стоимость химиотерапии не падает, а, наоборот, растёт. Сейчас эффективная химиотерапия стоит 300-400 тыс. руб. для онкопациента. Очевидно, что ни один человек из региона себе это не может позволить. Они будут вынуждены лечиться по ОМС в своём городе.

Закончились деньги

Дело в том, что оказание онкологической помощи крайне неравномерно по качеству по всей стране. Совсем всё плохо на Дальнем Востоке, кроме Сахалина. На Чукотке нет ни одного онколога! Стандартные средние диспансеры есть в крупных городах — в Казани, Уфе, Иркутске, Екатеринбурге. В целом по другим более мелким городам — полный тлен.

Что касается федеральных центров, то они оснащены очень хорошо. Объёмы их финансирования, по нашим наблюдениям, не сокращаются. Но идея централизовать онкологическую помощь в федеральных центрах — бесперспективна. Медицина по-военному не работает. Сейчас все кто может из регионов ломанётся в НМИЦ им Блохина в Москве (федеральный медцентр, специализируется на лечении онкологии — ред.), а вместе с ними — потоки денег по ОМС.

Неутешительные итоги

Главным итогом прошлого года стал приказ Минздрава, который существенно изменил порядок оказания онкологической помощи. Борьба общественных организаций, разных клиник, пациентского сообщества с Минздравом закончилась проигрышем. Первый месяц этого года уже показал, что доступность оказания онкологической помощи в России ухудшилась, я бы даже сказал, закон внёс жуткую сумятицу в оказание такой помощи.

Теперь региональные власти определяют перечень медорганизаций, которые будут оказывать помощь пациентам с онкологией. Это могут быть лечебные учреждения внутри субъекта или федеральные (но не городские) — в других регионах. Например, люди с Дальнего Востока не могут поехать лечиться на государственные деньги по ОМС в петербургские или московские больницы. В Петербурге, помимо федерального НМИЦ им. Петрова, есть медицинские учреждения с качественной помощью — городской клинический онкологический диспансер, онкоцентр при Первом меде, онкоцентр в Песочном и др. Они раньше принимали пациентов из отдаленных регионов. Сейчас же, по факту, принятый приказ Минздрава нарушает право пациента выбирать место лечения, которое гарантируется ему федеральным законом об основах охраны здоровья. На практике мы видим: хоть что делай, хоть умоляй врача отправить тебя лечиться в другой город — тебе направления не дадут. Это тотальная проблема, которую мы фиксируем с начала года по всей стране.

Лицензионные требования ужесточились настолько, что их не могут выполнить не только некоторые частные клиники, но и государственные больницы. Причём это не требования, которые бы имели отношение к качеству лечения рака. Они связаны с определенным количеством коек в медучреждении, с тем, что в состав лечебного учреждения должна входить лучевая терапия и т.д. Но у нас при этом большое количество неспециализированных больниц, которые оказывали онкологическую помощь — Мариинская больница, клиническая больница имени Святого Луки. По новым требованиям, они могут оказаться выброшенными из системы оказания онкологической помощи в Петербурге.

Помимо этого, оказание онкологической помощи осложнилось новыми правилами принятия решений по поводу схемы лечения. Теперь решения о том, какую физиотерапию назначить больному, какое лекарство выписать, должен принимать не лечащий врач, а несколько врачей-онкологов, радиотерапевт и нейрохирург (если речь идёт об опухолях нервной системы). В больницах это нововведение создаёт тотальный бардак — и очевидно, что оно повсеместно нарушается.

Система медленных платежей

Территориальные фонды ОМС, в свою очередь, не дожидаясь вступления в силу приказа Минздрава, уже в конце прошлого года перестали платить клиникам из других регионов, оказывающих онкологическую помощь по ОМС. Это было и в прошлые годы, но под конец 2021 года тренд в ожидании приказа Минздрава усилился.

У фондов ОМС такая позиция: «Мы вам сейчас платить не будем, вы на нас в суд подайте — и мы заплатим». К сожалению, это нормальная ситуация. Суд практически во всех ситуация принимает сторону медучреждений — и фонды ОМС в итоге выплачивают полные тарифы за оказанные услуги, но происходит это с отсрочкой в год. Такая система медленных платежей. Наша онкологическая клиника «Луч» сейчас таким же образом не может получить выплаты от Территориального фонда ОМС Ленобласти. Там небольшая сумма — порядка миллиона рублей, мы в крупную не рискуем с госконтрактами. У более крупных клиник — и частных, и государственных — эти суммы гораздо выше.

Технологические прорывы

Вместе с этим радуют технологические прорывы в лечении онкологии, которые происходят буквально ежемесячно. На рубеже XIX—XX веков была революция в лечении инфекционных заболеваний. Каждый год появлялись новые открытия — разработали вакцину против дифтерии, появились противомикробные препараты, потом антибиотики — величайшие открытия по тем временам. Сейчас в онкологии происходит очень похожий период. Мы каждый месяц видим новые препараты против различных свойств рака.

Выходят новые исследования, которые меняют наши знания об этом заболевании. Жизнь пациентов с онкологическими заболеваниями увеличивается буквально на глазах. У врачей появляется больше знаний про виды и подвиды рака, благодаря чему они индивидуализируют лечение под конкретного пациента. В 2022 году мы ждём серьезных прорывов с точки зрения применения новых препаратов. Есть обоснованная надежда, что в течение десяти лет рак перестанет быть опасным заболеванием.

Правда появляется другой вопрос, кто будет платить за дорогостоящие препараты — это проблема даже тех стран, где очень много денег выделяется на медицину. Вот на этот вопрос мы — медицинское сообщество, общественные организации — будем искать ответ в ближайшей перспективе».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 10.02.2022

Pro
Слепые оракулы. Как «зомби-лидеры» стали проблемой для мировой экономики
Pro
Достигнет ли индекс Мосбиржи 3000 пунктов до конца года
Pro
Метод 1–3–5: как ставить стратегические цели, которые вдохновят команду
Pro
Так продавалась сталь: кто пытается помешать поглощению US Steel японцами
Pro
5 часов планерок в неделю — это слишком: ускорьте работу отдела продаж
Pro
Банкротство в России стало удобной схемой для выхода иностранного бизнеса
Pro
«Эпоха уходит». Как россияне три месяца живут без торгов долларом и евро
Pro
Как мы попали в рабство к холодильникам. И сможем ли прожить без них