Санкт-Петербург и область, 12 мар 2015, 16:16

Эксперты назвали планы чиновников по ЛАЭС популизмом

Пока власти Ленобласти думают о том, что будут производить на месте Ленинградской АЭС после вывода из эксплуатации ее энергоблоков, эксперты сравнивают эти планы с программой по колонизации Луны.
Читать в полной версии
Фото: lennpp.rosenergoatom.ru

Ранее в пресс-службе АЭС сообщили о том, что территорию станции после запуска энергоблоков ЛАЭС-2 (2018 год) могут отдать под металлургический завод или фармкластер. С таким предложением выступил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на встрече с директором ЛАЭС Владимиром Перегудой.

Ленинградская АЭС является филиалом ОАО "Концерн Росэнергоатом". Станция расположена в городе Сосновый Бор, в 80 км западнее Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. ЛАЭС является первой в стране станцией с реакторами РБМК-1000 (уран-графитовые ядерные реакторы канального типа на тепловых нейтронах). На АЭС эксплуатируются 4 энергоблока электрической мощностью 1000 МВт каждый.

«Мы сегодня впервые, - подчеркнул губернатор, - говорили о будущем действующей ЛАЭС, о том, что необходимо использовать потенциал промплощадки. По мере освобождения энергоблоков нужно завозить новые производства на атомную станцию. В Ленинградскую область приходят очень большие инвесторы, которым нужны большие энергомощности. Одно из предложений – это металлургический комбинат, который готов производить различную строительную арматуру, но для этого нужны огромные мощности по энергопотреблению». Еще несколько вариантов, о которых говорили на встрече – это создание фармацевтического кластера, производства медицинских приборов и препаратов для радиологии и онкологии, а также производств, нуждающихся в мощных инженерных сетях.

«Речь о конкретных инвестициях той или иной стороны пока, конечно, не идет, - объяснил директор ЛАЭС В.Перегуда. – Сейчас нам нужно подготовить набор проектов, которые будут работать на экономику Соснового Бора и Ленинградской области. Наша главная задача – сохранить работающих людей, потому что распустить легко, а собрать заново накопленный коллектив практически невозможно. Мы должны предложить руководству страны и региона «чистый продукт» – что конкретно мы можем здесь сделать, а инвесторы найдутся, я уверен». В ходе переговоров стороны намерились вести на постоянной основе работу по развитию промплощадки ЛАЭС после вывода из эксплуатации энергоблоков, а также определили ответственных в правительстве Ленобласти и на самой атомной станции.

По словам председателя Совета сосновоборской общественной экологической организации «Зеленый Мир» Олега Бодрова, проблема обустройства территории, которая освободится после закрытия ЛАЭС-1, актуальна сейчас примерно так же, как строительство городов на Луне. Вывод энергоблоков АЭС из эксплуатации – технологически очень сложная и дорогостоящая (многомиллиардная) процедура, даже в самых технологически развитых и богатых странах занимающая много лет. Первые несколько лет будет только «остывать» реактор, из него будут извлекать отработавшее ядерное топливо. Демонтаж конструкций, как показывает мировой опыт, происходит очень медленно, поскольку они подлежат специальной переработке, связанной с удалением радиоактивных веществ.

После длительной подготовки только сам демонтаж американской АЭС «Мэн Янки» производился 8 лет (до состояния «зеленой лужайки») и его стоимость составила около 500 млн долларов. Правда, демонтаж реакторов большой мощности (РБМК) обходится существенно дороже (из-за проблем с утилизацией многотонной графитовой станины). Так, «декомиссия» (вывод из эксплуатации) одного блока РБМК Игналинской АЭС обойдется Литве, по расчетам, в 2,9 млрд долл. С учетом гораздо более низкой административной культуры в России демонтаж ЛАЭС-1 наверняка потребует существенно больших затрат. И гораздо больше времени – решение о закрытии АЭС Грайфсвальд в Германии было принято в 1990 году, а работы продолжаются до сих пор, то есть более 25 лет. При том, что ее мощность вдвое меньше, чем у ЛАЭС-1.

«Конечно, в 2018 году территория ЛАЭС-1 не освободиться для новых проектов, - уверен О.Бодров. – Судя по планам «Росатома», только в 2030 году планируется приступить к демонтажу оборудования. С 2018 по 2030 год будет производиться удаление отработавшего ядерного топлива и другие подготовительные работы. Прожекты властей Ленобласти не имеют реальной основы – ни экономической, ни юридической, ни политической. Это в чистом виде популизм и не более того».

Вполне вероятно, что в 2018 году энергоблоки вообще не прекратят свою работу, поскольку в ходе недавнего ремонта первого блока ЛАЭС-1 была разработана технология укрепления графитового основания, позволяющая продлить эксплуатацию энергоблоков. Продление – устойчивый тренд всех последних лет, поскольку даже консервация энергоблоков (первый этап демонтажа) требует огромных финансовых затрат, что в нынешних кризисных условиях вряд ли возможно.

Владимир Грязневич, Роман Кизыма

Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам