Санкт-Петербург и область, 12 мар 2018, 14:37

Тревожный симптом: результаты «Ленты» оказались ниже инвестпрогноза

Читать в полной версии
Фото: Сергей Николаев/Интерпресс

Розничная торговая сеть «Лента» объявила консолидированные финансовые результаты по международным стандартам финансовой отчетности за 2017 год. Результат компании по EBITDA, ключевому для ретейла финансовому показателю, оказался ниже ожиданий аналитиков. Эксперты считают это тревожным признаком и полагают, что в ближайшие годы сетям гипермаркетов будет сложно бороться с перетоком покупателей в магазины более мелкого формата.

Замедленное развитие

Согласно опубликованному отчету, капитальные вложения «Ленты» в 2017 году составили 27,3 млрд руб., что на 49,7% меньше, чем годом ранее. Это связано, главным образом, со снижением темпов органического развития сети в сравнении с 2016 годом и сокращением уровня инвестиций в приобретение земельных участков и строительство будущих магазинов, говорится в пресс-релизе сети.

Выручка «Ленты» за 2017 год по сравнению с 2016 годом выросла на 19,2%, достигнув 365 млрд руб. Однако валовая маржа снизилась до 21,4% (на 0,7 процентных пунктов ниже результатов 2016 года) «ввиду дополнительных инвестиций в цены и разового эффекта от нового закона о торговле, эффект от которых не удалось полностью компенсировать за счет более выгодных условий от поставщиков, улучшений в цепочках поставок и роста эффективности собственного производства», говорят в компании. Поправки в закон о торговле, напомним, вступили в силу 1 января 2017 года. Они предусматривают ограничение размера вознаграждения торговых сетей, которое они получают от поставщиков, — оно не может превышать 5% от стоимости закупленного товара.

Скорректированная EBITDA «Ленты» составила 35,5 млрд руб., что на 11,8% выше показателя за 2016 год. Чистая прибыль выросла на 18,4% и составила 13,3 млрд руб.

Не сюрприз

По мнению генерального директора «Ленты» Яна Дюннинга, несмотря на сложную конкурентную среду «Лента» вновь продемонстрировала уверенный рост и высокую рентабельность. «В 2017 году «Лента» запустила ряд инициатив в области ассортиментной политики, маркетинга и коммуникаций, направленных на поддержку продаж — они привели к росту выручки и позитивно сказались на операционном леверидже (соотношение переменных и постоянных затрат — ред.)».

Однако эксперты не считают отчет компании крайне оптимистичным. Фактические результаты «Ленты» по показателю EBITDA оказались на 2-3% ниже прогнозируемых инвестиционным сообществом, говорит старший аналитик инвестиционной компании «Атон» Виктор Дима. По его словам, «Лента» не дотянула до консенсус-прогноза по EBITDA около миллиарда. «Однако большим сюрпризом это не стало, особенно на фоне результатов за 2017 год того же «Магнита». Рост показателя затруднялся, главным образом, фактически дефляцией товаров на полке, а также необходимостью много вкладывать в продвижение и маркетинг», — отмечает Дима.

Тяжелый формат

В ближайшие годы, по мнению эксперта, главным негативным фактором, который может повлиять на развитие сети, станет изменение предпочтений покупателей. Постепенно гипермаркеты становятся все менее популярными как формат, отмечает Дима. «Формат гипермаркетов, судя по результатам в этом сегменте у других ретейлеров, в последние годы, в основном, разочаровывает. «Лента» выбивается из общего тренда, ее гипермаркеты приносят лучшие по сравнению с конкурентами результаты. Однако справляться с перетоком покупателей в магазины более мелкого формата, который мы видим на протяжении последних года-двух, «Ленте» будет сложно», — говорит Дима.

Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин считает, что в текущих условиях «главная точка роста сети — это супермаркеты». «Чем меньше формат — тем проще найти арендную площадь. В кризис многие игроки ушли с рынка, поэтому у «Ленты» появилась возможность заключать контракты на выгодных условиях, например, с торгово-развлекательными комплексами. Во многом этим объясняется курс сети на аренду, а не приобретение в собственность торговых площадей», — говорит Нигматуллин.

При этом эксперт считает, что потенциал формата гипермаркетов в России пока далеко не исчерпан. «Ключевой покупатель гипермаркетов — это собственник автомобиля. России есть куда расти по сравнению с развитыми странами по показателю автомобилей на душу населения. К тому же, проникновение современных форматов торговли, в том числе гипермаркетов, в России на сегодняшний день относительно низкое», — отмечает Нигматуллин.

Справка

В отчетном 2017 году «Лента» открыла 40 новых гипермаркетов и 49 новых супермаркетов общей торговой площадью 236 тыс. кв м. Всего у компании 231 гипермаркет и 97 супермаркетов общей торговой площадью 1 382 111 кв. м. Сопоставимые продажи (LFL) в 2017 году выросли на 0,9%, LFL средний чек — на 2,3%, LFL трафик сократился в на 1,4%.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах