Санкт-Петербург и область, 12 мар 2020, 11:22

Кризис пришел не вовремя: бизнесмены делятся прогнозами

Читать в полной версии
Фото: Павел Каравашкин/Интерпресс

Падение цен на нефть и последовавшее за ним ослабление рубля вызвали панические настроения во многих секторах российской экономики. Так как ослабление национальной валюты затрагивает все отрасли, это будет способствовать росту цен на товары, услуги, лекарства, логистику, а также отразится на внутренней инфляции зарплат, говорят опрошенные РБК Петербург бизнесмены.

«То есть, ситуация повлечет за собой то, что уже трижды происходило в 1998, 2008, 2014 годах. К последствиям можно отнести рост цен, стагнацию экономики, снижение доходов граждан», — говорит один из собеседников издания. Другие игроки считают такой прогноз слишком пессимистичным, меньшинство из них даже уверены в том, что ситуация открывает для российской экономики новые возможности.

Удар по новичкам

Ослабление рубля ударит по представителям пищевой отрасли, говорят собеседники РБК Петербург. По словам генерального директора Кондитерского объединения «Любимый Край» Ирины Снеговой, сильнее всего оно отразится на производителях, для которых «импортное сырье, материалы, упаковка являются основными». «В главной группе риска, конечно, те компании, которые находятся на начальной стадии формирования производства, которым только предстоит закупка оборудования и материалов для запуска», — добавляет она.

Вырастут и затраты на логистику. Удорожание импортных ингредиентов и рост логистических тарифов не сможет не отразиться на конечной стоимости продукции. «Рост цен вероятен», — осторожно прогнозирует Ирина Снеговая. «Если цена на продукт вырастает, то, как правило, она уже не возвращается к прежнему уровню», — добавляет глава компании.

При этом многие производители, по ее словам, видят в этой ситуации возможности для развития. «Потребители переключатся на более доступный, но не уступающий по качеству российский продукт», — поясняет она свою мысль.

«Если цена выросла, то она уже не возвратится к прежнему уровню»

Старший вице-президент ООО «Валио» (Valio) Елена Кипенёва также считает вероятным рост цен. «Влияние курса валют закладывается в цену наших поставщиков — ингредиентов, упаковки, оборудования. Для Valio сейчас это влияние не так велико, но при повышении закупочных цен в иностранной валюте в долгосрочной перспективе, оно найдет отражение и в нашем бизнесе», — говорит она, замечая, однако: «Наличие российского производства, а также локальных поставщиков сырья в нашем случае позволяет уменьшить влияние экономической ситуации, дает возможность в разумной перспективе минимизировать рост цен».

По мнению Елены Кипенёвой, сильнее всего будет подвержена влиянию ослабления рублевого курса продукция, производство которой еще не налажено в РФ, а это, прежде всего, импортная продукция для особого диетического питания. «Если тренд сохранится в долгосрочной перспективе, подорожания не избежать», — резюмирует она.

«В случае, если сложившееся ослабление рубля затянется, это спровоцирует общий рост цен на потребительском рынке. В случае с молочным рынком можно предположить, что это повлечет за собой внутреннее переключение спроса между традиционными категориями — например, с желтых сыров на плавленые, это мы уже отмечали в кризисные периоды ранее», — добавляет собеседница РБК Петербург.

«Как потребители, так и бизнес уже научены кризисом 2015 года — опыт поможет многим не поддаться панике»

Сама представительница Valio настроена оптимистично: «Как потребители, так и российский бизнес уже научены кризисом 2015 года и, вероятнее всего, этот опыт поможет многим не поддаться панике и трезво оценить обстановку. Это, в свою очередь, поможет нам избежать последствий необдуманных решений и дополнительной дестабилизации рынка в целом».

Нас ждут сложные времена

Кризис скажется негативно на работе всего агропромышленного комплекса (АПК), уверен директор по развитию агрохолдинга «Выборжец» Павел Петров. «Дело в том, что весь АПК (и производство овощей закрытого грунта, в частности) использует, в основном, импортное оборудование. Сложнее всего придется компаниям, которые сейчас реализуют новые проекты. Ведь все валютные контракты на поставку оборудования значительно подорожают. Например, если первоначально компании нужно было заплатить контрагенту 650 млн руб., теперь эта сумма выросла до 750 млн руб. и более», — поясняет он. Получается, что сроки окупаемости проектов будут значительно удлиняться. «Добавьте к этому снижение покупательной способности населения и, соответственно, снижение потребления тепличных овощей. Российский АПК ждут сложные времена», — добавляет Павел Петров.

«Российский агропромышленный комплекс ждут сложные времена»

Генеральный директор АО «Приневское» Мухажир Этуев согласен с ним. «Кризис пришел очень не вовремя. Мы не успели закупить семена и запчасти для сельхозтехники, компост для выращивания грибов, а это все импортная продукция, в России она не производится. Удорожание всех импортных товаров для сельхозпроизводителей составит, думаю, не менее 25-30%. Соответственно, увеличатся все расходы и подорожают новые проекты в АПК. Поэтому, думаю, в ближайшее время не стоит ожидать, что кто-то из аграриев будет планировать масштабную модернизацию или расширение», — говорит он. При этом Этуев считает, что в этом году аграрии, скорее всего, не будут повышать цены на свою продукцию, поскольку покупательная способность населения не растет. «Таким образом, прибыльность отрасли из-за кризиса будет снижаться», — резюмирует он.

Лекарства из-за рубежа

Российские фармпроизводители также могут ощутить негативное влияние ослабления рубля. Однако некоторые из них не видят в нем серьёзной угрозы. Например, в пресс-службе «ГЕРОФАРМА» отмечают, что, во-первых, на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты — ред.), изменение курса рубля не повлияет — цены на них зарегистрированы на государственном уровне. Во-вторых, не ощутят на себе последствий текущих изменений также компании, которые не зависят от поставок зарубежных субстанций, и, соответственно, цен на них. Что касается фирм, которые поставляют препараты из-за рубежа, на них падение рубля может отразиться — их прибыль может снизиться.

Генеральный директор фармацевтической компании «ВЕРТЕКС» Георгий Побелянский менее сдержан в своих прогнозах. Он напоминает, что ингредиенты для производства многих лекарств и технологическое оборудование закупаются за рубежом по валютным контрактам. «Падение рубля на 5-20% и более может спровоцировать такое же увеличение себестоимости продукции. Некоторые участники рынка могут вынужденно начать поднимать цены», — говорит он. На вопрос о тактике самого «ВЕРТЕКСА», Георгий Побелянский ответил: «Благодаря некоторому запасу прочности, компания сейчас ничего делать не будет с ценами».

По словам собеседника РБК Петербург, текущий кризис отличается от предыдущих (1998, 2008, 2014 гг.) тем, что к нему «были явные предпосылки». «С развитием эпопеи с коронавирусом и борьбы с ним мирового масштаба стало понятно, что, возможно, начался экономический кризис. Правда, толку от этого мало — что бы вы ни делали, можно скорректировать что-то лишь в краткосрочной перспективе», — говорит глава «ВЕРТЕКСА».

Ингредиенты для производства лекарств и оборудование закупаются за рубежом

По его словам, усугубляет ситуацию законотворчество для фармотрасли: «В частности, методика ценообразования на жизненно необходимые препараты от цен в референтных странах — это снижение маржинальности; регистрация лекарств по новым правилам ЕАЭС с 2021 года — колоссальные затраты. К 2026 году нужно перерегистрировать все лекарственные препараты в рамках Евразийского экономического союза. Также по правилам ЕАЭС потребуется провести клинические исследования для всех лекарств, включая те, что 20 и более лет присутствуют на рынке. Не добавляет рынку позитива законопроект о регулировании аптечных сетей, который может иметь обратный эффект — повлечь рост цен и ухудшение обеспечения лекарствами россиян». Все эти инициативы накладывают серьезную финансовую нагрузку на фармпроизводителей.

А как же экспорт?

Традиционно ослабление рубля обычно идет на пользу экспортно-ориентированным отраслям, таким, как лесопромышленный комплекс (у которого расходы — в рублях, а выручка — в валюте). Ведь у компаний, которые смогут сохранить текущие контракты, должна вырасти экспортная выручка.

Партнер Strategy Partners Андрей Заутер, однако, напоминает, что значительная часть продукции лесопромышленного комплекса (фанера, целлюлоза, другая продукция) традиционно поставляется из России в Китай. «Сейчас из-за эпидемии коронавируса большинство компаний, у которых были контракты на поставки в Китай, по понятным причинам приостановили продажи в эту страну. Добавьте сюда прошлогоднюю торговую войну между США и Китаем, в результате которой последний уже сократил объемы закупок продукции лесопрома», — говорит он.

Ослабление рубля сможет несколько поддержать компании, работающие на экспорт

Еще одна «неприятность», которая негативно влияет на отрасль — это теплая зима, добавляет эксперт. Как ранее писал РБК Петербург, именно из-за неблагоприятных погодных условий лесопромышленники не смогли заготовить и вывезти из леса древесину в нужном объеме.

«Таким образом, в целом нынешний кризис негативно отразится на российском лесопромышленном комплексе, и только ослабление рубля сможет несколько поддержать компании, работающие на экспорт», — говорит Андрей Заутер.

Уменьшить амбиции

Что касается строительного рынка, то валютные изменения повлияют на него только в долгосрочной перспективе, считает гендиректор СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов. «От курса валют зависит себестоимость стройки, больше всего эта зависимость прослеживается в элитной недвижимости. В этом сегменте порядка 30% от себестоимости объекта приходится на закупку импортных материалов: отделочных материалов, мрамора, гранита, фурнитуры», — говорит эксперт. Прямое влияние валютного кризиса на цены на недвижимость не превысит, по его оценкам, 1-2%. При этом эксперт обращает внимание, на то, что кризис совпал с новыми правилами игры на строительном рынке — переходом на эскроу-счета, из-за которого цены вырастут в среднем по Петербургу еще на 10-12%.

На противоположную опасность указывает глава «Первого ипотечного агентства» Максим Ельцов: «Если ЦБ поймёт, что не справляется с золотовалютным фондом и резко поднимет ключевую ставку (а такое возможно — вспомним 2008 год), то банки поднимут и ипотечные ставки. Цены на рынке жилья и коммерции в отсутствие поддержки в виде низкой ставки кредитования могут снизиться до 15%». «Но это худший сценарий, я оцениваю его вероятность в 10%», — успокаивает он.

«Если ЦБ поймёт, что не справляется с золотовалютным фондом, то он резко поднимет ключевую ставку»

«Сейчас многие крупные инвесторы взяли серьёзную паузу до нормализации ситуации на рынке, чтобы понять, как будет вести себя экономика, что будет происходить с ключевой ставкой и, соответственно, с ценами на недвижимость», — говорит Ельцов. Однако часть непрофессиональных инвесторов, которые инвестируют в стрит-ретейл до 30-50 млн., по словам эксперта, в панике могут начать покупать коммерческие объекты. «Люди, у которых остались рубли, будут стараться их пристроить. За счёт тех инвесторов, которые займут выжидательную позицию, и тех, кто будет в спешке покупать новые объяты, баланс на рынке недвижимости сохранится», — отмечает собеседник РБК Петербург.

«Инвесторам ничего не остаётся, как уменьшить свои амбиции либо переложить средства в более прибыльный инструмент инвестиций»

На рынке коммерческой недвижимости, популярной среди инвесторов, также возможно падение ставок. Доцент РАНХиГС и инвестор Александр Родионов, в частности, говоря о стрит-ретейле, отмечает: «Снижение прибыли ретейла, а также отмена массовых мероприятий из-за коронавируса приведут к тому, что арендаторы помещений будут терять в доходах и съезжать или просить снижения арендных ставок». Для того, чтобы удержать арендаторов, говорит эксперт — без них инвестору придётся платить налоги на имущество помещений и коммунальные платежи — инвесторы начнут опускать арендные ставки. По его словам, арендные ставки в стрит-ретейле в течение года могут упасть до 20%. «Инвесторам в нашей отрасли нечего не остаётся, как уменьшить свои амбиции либо переложить средства в более прибыльный инструмент инвестирования, например, в валюту. Сегодня я не вижу смысла увеличивать количество коммерческих объектов», — резюмирует Александр Родионов.

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски