Санкт-Петербург и область, 12 апр 2013, 01:00

Российское бизнес-образование требует от компаний четкого заказа

Российское бизнес-образование, столь же молодое, сколь и сам российский бизнес, пока отчаянно отстает от западного. Так, в высшую лигу бизнес-школ по версии авторитетного рейтинга Eduniversal, входят всего два российских учебных заведения — Высшая школа менеджмента СПбГУ и Высшая школа бизнеса МГУ. По мнению экспертов — участников конференции "Менеджмент будущего '13" - российским вузам, выпускающим будущих управленцев, не хватает понимания реальных процессов в бизнесе. В свою очередь, компании как заказчики "продукции" вузов пока не научились ставить перед ними четкие задачи.
Читать в полной версии
Фото: http://www.gsom.spbu.ru/

Современное европейское бизнес-образование находится в процессе переосмысления своих идеалов. Всего несколько лет назад представители крупнейших бизнес-школ настойчиво убеждали общество, что подготовить эффективного менеджера можно только путем предельной конкретизации его знаний. Сейчас в Европе открывают бизнес-школы, где помимо менеджмента и основ макроэкономики студентов обучают философии, логике, культурологии и прочим общеобразовательным дисциплинам. Основной аргумент такого расширения знаний - научить будущих управленцев правильно интерпретировать факты и события, которые происходят в современной экономике.

Российское бизнес-образование, столь же молодое, сколь и сам российский бизнес, пока отчаянно отстает от западного. Так, в высшую лигу бизнес-школ по версии авторитетного рейтинга Eduniversal, входят всего два российских учебных заведения — Высшая школа менеджмента СПбГУ и Высшая школа бизнеса МГУ. Однако вопросы, которые обсуждают российские эксперты и представители Высшей школы, созвучны тем, которые не дают покоя их европейским коллегам.

По мнению экспертов — участников петербургской конференции "Менеджмент будущего '13" - российским вузам, выпускающим будущих управленцев, не хватает понимания реальных процессов в бизнесе. В свою очередь, компании как заказчики "продукции" вузов пока не научились ставить перед ними четкие задачи.

Первый заместитель декана ВШМ СПбГУ Сергей Кущ предлагает "не изобретать велосипед" и ориентироваться на лучшие образцы западного бизнес-образования. "Конечно, мы должны помнить о некоторой российской специфике, но прежде всего необходимо понимание международных стандартов, по которым работают все лучшие вузы", - отметил он.

Однако простое калькирование, по словам гендиректора ЗАО "УК Холдинга "Теплоком" Андрея Липатова, не должно становиться основной целью. Сертификация по западным стандартам — это лишь способ "стать членом клуба", поднять свой имидж на международной арене. "Нужно ставить перед собой гораздо более амбициозные цели — даже такие, как изменение национального сознания, например, увеличение доверия бизнеса к государству. Сейчас коммуникации с государственными и общественными институтами в вузах не уделяется практически никакого внимания, а учат стандартно финансовому менеджменту, маркетингу и так далее", - подчеркнул глава компании.

Для того, чтобы российское бизнес-образование стало больше отвечать потребностям бизнеса, нужно проделать колоссальную работу. По мнению председателя наблюдательного совета ОАО "Банк ВТБ" Сергея Дубинина, российским бизнес-школам пора начать готовить специалистов для предельно конкретных задач, обращая внимание на масштаб компаний, в которых планируют работать будущие выпускники. "Управление наукоемкими компаниями — стартапами и традиционными крупными компаниями — совсем не одно и то же. И в той, и в другой сфере полезно создавать элементы специализированного бизнес-образования", - отметил он.

С другой стороны, заметил А.Липатов, компании сами не всегда способны поставить перед вузами конкретные задачи. "Очень часто, в силу той краткой истории бизнеса, которая сложилась в России, акционеры и руководство многих компаний не могут четко сформулировать, что им нужно от будущего менеджера. Как правило, звучат общие фразы: "нужно, чтобы все было хорошо, чтобы деньги были, прибыль росла", - посетовал он. В связи с этим глава "Теплокома" предлагает бизнес-школам уделять больше внимания социологическим исследованиям, анализу, маркетинговым исследованиям, для того чтобы выходящий специалист был готов к любым переменам и мог вовремя среагировать на любые запросы руководства.

Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения