Петербург нашел способ радикально решить проблему лопающихся труб
Смольный намерен предпринять меры по улучшению состояния городских тепловых сетей, принадлежащих АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (74,99% акций принадлежат «газпромовскому» ТГК-1, 25,01% — Санкт-Петербургу в лице ГУП «ТЭК СПб»). Это следует из только что опубликованного проекта постановления правительства Петербурга, которое вносит соответствующие изменения в городскую программу «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге». Изменения предусматривают значительное увеличение инвестиций в сети АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (АО). Эксперты считают, что решение надо было принимать давно.
Почему именно АО
В отличии от сетей, находящихся в собственности Петербурга и обслуживаемых ГУП «ТЭК СПб», сети АО находятся в гораздо худшем состоянии. По данным комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга (КЭиИО), доля сетей, превышающих нормативный срок эксплуатации в 25 лет, составляет порядка 50%. При этом аналогичная доля сетей, обслуживаемых ГУП «ТЭК СПб» составляет только 22%. Эта разница приводит к тому, что так называемая «удельная повреждаемость» сетей (количество дефектов на 1 км трубопровода) у АО вдвое выше, чем у ГУП. Город ежегодно реконструировал 130 — 140 км своих сетей (из принадлежащих ему 4,7 тыс. км), а АО — всего порядка 40 км (из 2,5 тыс. км).
В результате аварии чаще всего происходят именно на сетях АО. По итогам прошедшего отопительного сезона на тепловых сетях АО количество дефектов увеличилось по сравнению с прошлым сезоном на 24%, а у ГУП — всего на 1%. Деградация сетей АО стремительно растет — каждый год количество дефектов увеличивается.
«Газпром» согласился
Главной проблемой для Смольного является, по-видимому, невозможность прямого финансирования сетей АО. Хотя город владеет 25% акций АО, имущество общества (в частности, сети) юридически является собственностью АО. «Город не имеет права напрямую вкладывать средства бюджета в чужую собственность», — заявили в КЭиИО. АО должно обслуживать свои сети на свои же средства, получаемые в качестве отчисления от общего тарифа на теплоснабжение Петербурга (основная часть достается производителю тепла — ТГК-1).
Чтобы решить поставленную задачу, Смольный предложил АО ежегодно, с 2019 по 2023 год, выкупать дополнительные эмиссии акций АО на общую сумму в 16 млрд руб. Это увеличит долю города в АО в 2023 году до контрольного пакета (чуть более 50% акций). При этом по соглашению с АО получаемые им деньги (бюджетные инвестиции) пойдут на обновление (ремонт и замену) конкретных сетей (трубопроводов), указанных в соответствующем перечне. Как указано в пояснительной записке к проекту постановления, реализация мероприятий позволит остановить деградацию сетей и снизить их повреждаемость на 5% — с 2,14 дефекта на 1 км до 2,03. «Совет директоров АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» согласился на такую схему», — сообщили в КЭиИО.
Первая допэмиссия произойдет уже в этом году. На ее приобретение Смольный выделил 1,5 млрд руб. Это позволит, с одной стороны, увеличить долю Петербурга в АО до 28%, а с другой — увеличить до 70 км (против 40 км в 2018 году) протяженность ремонтируемых и реконструируемых сетей АО.
Нужен контроль через собственность
Проблема с сетями АО возникла несколько лет назад, когда частота аварий превысила разумные пределы. В ТГК-1 объясняли, что не могут сократить износ из-за недостатка финансирования и жаловались на тарифы, которые город устанавливал для АО. Смольный поднимать тарифы отказывался по понятным причинам: резкий скачок цен на тепло вызовет недовольство горожан. К тому же, как пояснили РБК Петербург в КЭиИО, деградация сетей достигла такого уровня, что даже максимально возможное (политически) увеличение тарифа не позволит остановить разрушение сетей, не говоря уже об их восстановлении. Единственным выходом сочли значительное увеличение доли города в акционерном капитале АО, что позволило бы финансировать сети за счет бюджета, но приемлемый для всех сторон вариант (а в истории участвует еще финский Fortum, который владее 29,44% акций ТГК-1, со своими интересами) до сих пор найти не удавалось. Не помогло и обращение за помощью к федеральным властям.
Генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие», член Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации РФ Владислав Воронков считает сложившуюся ситуацию следствием законодательного дефекта, допускающего владение частными компаниями тепловыми сетями. «Непонятно, почему водопроводные и канализационные сети могут находиться только в государственной/муниципальной собственности, а на тепловые сети такое ограничение не распространяется. Я считаю, что все стратегические, монопольные инженерные коммуникации городов должны находиться в их собственности, — говорит эксперт. — Городские власти должны иметь полный контроль над этой важнейшей инфраструктурой, потому что они заинтересованы в их нормальном функционировании гораздо больше, чем частный собственник. Он больше всего заинтересован в получении дохода, а расходы на ремонт сетей он имеет возможность компенсировать за счет тарифа. Нынешняя история с АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» — яркое тому подтверждение».
По его мнению, чтобы избежать повторения таких казусов, необходимо изменить законодательство — распространить на тепловые сети нормы, применяемые для водоснабжения. Привлекать частный капитал можно и необходимо, но только в формате аренды или ГЧП.
Справка
Поправки в городскую программу «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге» предусматривают выделение бюджетных средств на ремонт и замену сетей АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» в 2020 году — в размере 3 млрд руб., в 2021 году — 3,5 млрд руб., в 2022 году — 4 млрд руб., в 2023 году — 4 млрд руб. «Указанные средства позволят Санкт-Петербургу в 2023 году создать контрольный пакет акций, повысив эффективность управления АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», снизить количество нарушений на тепловых сетях, повысить надежность и безопасность систем теплоснабжения Санкт-Петербурга», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства Санкт-Петербурга.