Санкт-Петербург и область, 12 авг 2023, 10:52

«Потребительский спрос сегодня — это растягивание резинки перед падением»

Глава аналитического агентства INFOLine Иван Федяков — о том, что стоит за ростом продаж непродовольственной розницы и почему статистика Петростата не вызывает у него доверия
Читать в полной версии
Фото: Артеменков Александр/PhotoXPress.ru

Продажи непродовольственной розницы в Петербурге в июне 2023 года выросли на 19,8% (по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года) и составили 122,6 млрд руб., говорится в отчёте Петростата. Этот рынок показал резкое падение весной 2022 года и только летом прошлого года начал медленно восстанавливаться. При этом, как следует из отчёта, объём непродовольственной розницы в Петербурге по итогам первого полугодия 2023 года отстаёт от аналогичного периода прошлого года только на 1,8%.

Комментируя отчет Петростата, генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков усомнился в том, что он корректно отображает реальную ситуацию, и объяснил, почему происходит восстановление объёмов продаж и к чему оно приведёт в долгосрочной перспективе.


Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства INFOLine:

«С тем, что восстанавливается потребительская активность, можно согласиться. Это видно по целому спектру индикаторов, в том числе, по продажам торговых сетей. Восстановление во многом связано с ростом потребительской закредитованности. Мы видим, что в июне-июле этого года российские банки показывают исторический максимум по объему выдачи потребительских кредитов. Это, конечно, сказывается положительно на динамике продаж. Помимо этого, рост связан с перераспределением потребительских расходов — люди стали меньше накапливать сбережения и больше тратить на мелкие покупки.

Однако с фантастической цифрой Петростата о росте почти на 20% в июне этого года к июню прошлого я не могу согласиться. Такого роста нет, даже несмотря на достаточно низкую базу прошлого года. Последнее время статистика Росстата и Петростата не выдерживает никакой критики. Приведу такой пример: буквально в начале августа Росстат пересмотрел динамику объемов продаж за первый квартал 2022 года. И скорректировал этот показатель с 0,1% роста до 4,4% роста. Это беспрецедентная по величине коррекция одного из ключевых макроэкономических показателей по стране, подобного я не припомню за последние 25 лет. На мой взягляд, во многом это похоже на манипуляцию с цифрами задним числом.

Если же смотреть на реальные цифры продаж крупнейших торговых сетей в Петербурге, то лидеры показывают рост по итогам первого полугодия примерно на 1,5-3%. Это касается и продовольственных, и непродовольственных товаров.

Отмечу, что оценивать потребительских спрос в деньгах не совсем корректно, так как в деньгах объём продаж растёт, в том числе, за счёт роста цен на товары. Розничный товарооборот правильно оценивать в физической массе — штуках, литрах и килограммах. Здесь можно обнаружить интересные детали. Например, сегмент бытовой техники и электроники сейчас восстанавливается неплохо, но в рамках этого восстановления сильно меняется структура рынка. Продукция Apple — это неудивительно — сейчас продаётся в штуках хуже, чем она продавалась раньше, а объём продаж китайских устройств растёт. Китайская электроника бывает в 3-4 раза дешевле западных производителей. Динамика продаж телефонов и телевизоров увеличилась, но при этом ситуация с выручкой дистрибьюторов — непростая. То же самое касается и автомобильного рынка.

Сложно выделить отдельные группы товаров, потребление которых растёт в этом году быстрее всего. Но совершенно точно, что в числе лидеров — фармацевтический рынок: он показывает феноменальный рост в деньгах — на 30-40%.

Я наблюдаю у потребителей антикризисную модель поведения. Отстают по продажам товары для строительства и ремонта, а также мебель — в этих сегментах восстановления продаж не происходит. Люди поставили на паузу обустройство своего жилья и тратят деньги на другое.

Полагаю, что в целом сегодняшнее восстановление — это растягивание резинки перед падением. Люди ускоренно берут кредиты, понимая, что в процентные ставки, вероятно, будут расти. Однако эти кредиты придётся выплачивать, что может привести к обвалу потребления осенью или в начале зимы. Конечно, он будет не сопоставим с обвалом, который мы видели в 2022 году, он будет меньше. Тем не менее, когда придёт время возвращать кредиты за сделанные сегодня покупки, потребительский спрос покажет отрицательные значения».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 08.08.2023

Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах